Техосмотр: да, так можно было

В Госдуме поддерживают идею МВД о введении добровольного техосмотра для частных легковых автомобилей

Член коми­те­та Госдумы по транс­пор­ту и стро­и­тель­ству Александр Васильев пола­га­ет, что имен­но обя­за­тель­ный тех­осмотр огра­ни­чи­ва­ет пен­си­о­не­ров, не давая им воз­мож­но­сти купить себе новый авто­мо­биль. Ведь маши­ны солид­но­го воз­рас­та не про­хо­дят тех­осмотр, сле­до­ва­тель­но, пен­си­о­не­ры не могут дое­хать до дач на сво­их ста­рень­ких легковушках.

Депутат счи­та­ет, что на без­опас­ность дорож­но­го дви­же­ния силь­но вли­я­ет сред­ний воз­раст машин на доро­гах: чем маши­ны новее, тем ниже будут рис­ки опас­ных послед­ствий при ДТП. Как след­ствие, Васильев пред­ла­га­ет госу­дар­ству раз­ви­вать под­держ­ку покуп­ки новых авто и их производство.

Насколько обос­но­ва­ны идеи депу­та­та Васильева, рас­суж­да­ет член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Андрей Филиппов:

Мы неод­но­крат­но каса­лись вопро­са госу­дар­ствен­но­го тех­осмот­ра в России, а так­же раз­би­ра­ли ста­ти­сти­ку ава­рий­но­сти на рос­сий­ских доро­гах. ДТП из-за неис­прав­но­стей транс­порт­ных средств состав­ля­ют 3–6% про­цен­та от обще­го коли­че­ства. А ДТП из-за состо­я­ния дорог, напри­мер, 30–35%. Статистика за 12 меся­цев 2020 года: все­го ДТП в России – 145073, ДТП, на месте кото­рых зафик­си­ро­ва­ны нару­ше­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний к экс­плу­а­та­ци­он­но­му состо­я­нию авто­мо­биль­ных дорог и ЖД пере­ез­дов по усло­ви­ям обес­пе­че­ния БДД, – 48879 (33,6%), ДТП из-за экс­плу­а­та­ции тех­ни­че­ски неис­прав­ных транс­порт­ных средств – 7658 (5,2%).

Предложенная ранее рефор­ма с фото­фик­са­ци­ей авто­мо­би­лей на стан­ци­ях, по сути, ниче­го не изме­ни­ла бы в циф­рах, при­ве­ден­ных выше, так как, соглас­но ста­ти­сти­ке, око­ло 80% диа­гно­сти­че­ских карт поку­па­ет­ся без про­хож­де­ния тех­осмот­ра. Статистика ава­рий­но­сти на доро­гах по вине неис­прав­но­сти транс­порт­но­го сред­ства из года в год ходит в диа­па­зоне от 3 до 6%. А новое «улуч­ше­ние» про­сто при­ве­ло бы к удо­ро­жа­нию карт на чер­ном рынке.

Но сама про­бле­ма теку­ще­го под­хо­да к тех­осмот­ру лег­ко­вых авто­мо­би­лей была настоль­ко оче­вид­ной, что лежа­ла пря­мо на поверх­но­сти. Ни одна стан­ция тех­об­слу­жи­ва­ния не несет ответ­ствен­ность за состо­я­ние про­ве­рен­но­го авто­мо­би­ля, по ПДД ответ­ствен­ность за состо­я­ние транс­порт­но­го сред­ства несет толь­ко соб­ствен­ник. При таком под­хо­де обя­за­тель­ный тех­осмотр вос­при­ни­ма­ет­ся авто­мо­би­ли­ста­ми как еще один транс­порт­ный налог. Даже если бы все авто­вла­дель­цы, поку­па­ю­щие диа­гно­сти­че­ские кар­ты, ста­ли бы созна­тель­но про­хо­дить тех­осмотр, как бы это повли­я­ло на ста­ти­сти­ку ава­рий­но­сти? Относительно никак, пото­му что опять же, повто­рюсь, опе­ра­тор тех­осмот­ра не несет ника­кой ответ­ствен­но­сти за ваш авто­мо­биль, а к каж­до­му пунк­ту ТО не поста­вишь сотруд­ни­ка ГИБДД. Надзор и кон­троль как тако­вой в этой сфе­ре про­сто отсут­ству­ет. Более того, совре­мен­ный авто­мо­биль не тре­бу­ет про­хож­де­ния тех­осмот­ра, ему нуж­но тех­об­слу­жи­ва­ние раз в году. Все систе­мы авто­мо­би­ля уже дав­но завя­за­ны на элек­тро­ни­ку. ЭБУ управ­ля­ет тор­моз­ной систе­мой, дрос­сель­ной заслон­кой и т. д. Что-либо диа­гно­сти­ро­вать мож­но лишь исполь­зо­вав фир­мен­ное ПО, доступ­ное дилер­ским центрам.

Куда более важ­но про­во­дить регу­ляр­ное обсле­до­ва­ние ком­мер­че­ско­го транс­пор­та, осу­ществ­ля­ю­ще­го пере­воз­ки пас­са­жи­ров. В свя­зи с этим пред­ло­же­ние МВД отме­нить обя­за­тель­ный тех­осмотр лег­ко­вых авто­мо­би­лей и пере­ве­сти век­тор вни­ма­ния на пас­са­жир­ский транс­порт выгля­дит акту­аль­ной, пусть и запоз­да­лой мерой. Прийти к тако­му реше­нию ниче­го не меша­ло и перед рефор­ми­ро­ва­ни­ем систе­мы про­хож­де­ния тех­осмот­ра в этом году, и еще раньше.

Тем вре­ме­нем Госдума сего­дня отвя­за­ла покуп­ку ОСАГО от тех­осмот­ра, отме­нив необ­хо­ди­мость предо­став­лять диа­гно­сти­че­скую кар­ту для покуп­ки поли­са ОСАГО. На фоне пред­ло­же­ния сде­лать тех­осмотр доб­ро­воль­ным, тео­ре­ти­че­ски ниче­го не меша­ет в буду­щем доба­вить в ОСАГО суб­ро­га­цию, когда стра­хо­вая ком­па­ния будет иметь пра­во пере­но­сить обя­зан­ность по воз­ме­ще­нию ущер­ба на стра­хо­ва­те­ля, в слу­чае если ДТП про­изо­шло по при­чине неис­прав­но­сти транс­порт­но­го сред­ства. Поэтому недоб­ро­со­вест­ным води­те­лям, само­сто­я­тель­но не сле­дя­щим за состо­я­ни­ем сво­е­го авто­мо­би­ля, рано радо­вать­ся, что теперь им яко­бы точ­но не при­дет­ся ниче­го делать, это не так.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.