Отдых любой ценой
Число россиян, обращающихся за кредитом на отпуск, выросло вдвое
Как вам идея «отдыха в долг»? По свидетельствам банков и МФО, число желающих взять кредит на отпуск россиян с началом школьных каникул пошло в быстрый рост, в некоторых организациях спрос вырос на 160%.
Уставшие за время пандемии люди хотят отдохнуть любой ценой. Поскольку ряд заграничных направлений для нас сейчас закрыт, отпуск заемщики планируют проводить в основном в России, называя в качестве места назначения Краснодарский край, Алтай и поездки по городам Золотого кольца. 5% собираются за границу, а 45% опрошенных заемщиков деньги нужны для поездки к родственникам, 10% – просто выехать за город.
На отпуск заемщики тратят довольно скромные суммы. Оказывается, примерно 70% россиян могут позволить потратить на отпуск не больше 60 тысяч рублей, еще 20% ограничивают свой бюджет 80 тысячами рублей и лишь менее 10% россиян могут выделить на поездку больше этой суммы. Впрочем, обычно часть денег на отпуск у заемщиков все же есть, и в МФО они обращаются только за недостающими 20–30% от запланированной суммы отпуска, например, чтобы купить авиабилеты.
В банках назначение потребительского кредита указывают не всегда, но сезонность позволяет считать, что деньги берут именно для поездки на отдых. Впрочем, высокий сезон» для обращений за отпускными кредитами начался еще в апреле и может сохраниться до ноября.
Кстати, россияне чаще берут на отдых классический банковский кредит, чем займы в МФО. Также чаще в кредит люди берут авиабилеты, цена на которые ниже, чем на пакетный тур.
Но кто же они – россияне, предпочитающие отдыхать в кредит? Рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Что может быть бессмысленнее и бестолковее кредита (и тем более микрозайма) на отпуск, представить непросто. Занимать на свадьбу? На айфон со стразами? На вечер в недоступном на зарплату кабаке? Для взрослого человека вопрос, казалось бы, риторический. Но менее массовым спрос на кредиты с микрозаймами на подобные цели, как видим, не становится – а, напротив, как раз растет.
Эта часть общества, даже по осторожным прикидкам составляющая десятки, а не единицы процентов населения, представляет огромный социологический интерес прямо сейчас. Потому что насущно нуждается в как можно более быстрой проверке гипотеза, согласно которой занимать на отпуска и айфоны свойственно тем же самым согражданам, которые относятся к убежденным противникам вакцинации. Причем относятся в силу «аргументов», которые могут быть восприняты лишь на почве абсолютного невежества. Основана гипотеза на том, что невежество по своей природе едва ли способно быть локальным: если оно проявлено в одном, то с высочайшей вероятностью проявится и во всем остальном, где только может возникнуть для этого повод.
Если эта гипотеза подтвердится, на ближайшую эпидемиологическую повестку встанет вопрос адресной технологической работы с данной, выражаясь деликатно, стратой. При всей значимости административных мер последних дней по стимулированию вакцинации все же будет необходимо искать – и находить – способы эффективно достучаться до сознания немалой части аудитории, функционирующего на восходящих куда-то к неолиту магических принципах. Цена успешного решения этой задачи в десятках тысяч жизней и сотнях миллиардов рублей слишком очевидна.