Ажиотаж из-за недоступности?
Почему за «КовиВаком» выстроились очереди
Почему так популярен «КовиВак»? За разработанной Центром им. Чумакова РАН вакциной в прошедшие выходные выстраивались многочасовые очереди. В субботу вакцина появилась в 14 павильонах, а уже на следующий день было объявлено, что ее уже нет в наличии. «КовиВак» в Москве успели получить только 12 тысяч человек, в лист ожидания попали 2 тысячи (14% от желающих). Похожие листы ожидания появились и в Санкт-Петербурге.
Связана ли популярность вакцины с дефицитом? Ряд экспертов полагает, что да. «Это старая история: если что-то в дефиците — неважно что, — значит, надо за этим стоять в очереди», – отмечает Директор института междисциплинарных медицинских исследований Европейского университета Антон Барчук. С ним соглашается и главный врач 2‑го диагностического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Максим Терский, ошибочно заявляя, что «КовиВак» однокомпонентная вакцина, то есть однократного введения достаточно для завершения вакцинации, потому препарат и пользуется спросом.
Молекулярный биолог, научный сотрудник МГУ Сергей Харитонов полагает, что популярность «КовиВака» вызвана использованием старых технологий при его создании: людям проще принять препарат, технология создания которого знакома еще с советских времен.
Вакцина Центра Чумакова стала третьей зарегистрированной в России. Её промышленное производство было запущено в конце марта. В основе действия – инактивированный (или «убитый») цельный вирус SARS-CoV‑2. Клинические испытания третьей фазы продлятся до декабря, по предварительным оценкам разработчика эффективность препарата составит более 80%.
Ситуацию с «КовиВаком» анализирует член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
В ажиотаже вокруг «Ковивака» иррациональность нашего коллективного бессознательного – как в капле воды.
Мы рвемся за ним, имея исчерпывающую информацию о безопасности и эффективности «Спутника». Рвемся потому, что «КовиВака» мало (а мало просто потому, что институту им. Чумакова уже месяца четыре не удается масштабировать производство, в чем, впрочем, не вина его, а беда). Рвемся, не давая себе труда задуматься хоть на минуту, что (не)доступность конкретной вакцины и ее эффективность с безопасностью, в том числе сравнительные, не связаны друг с другом абсолютно никак. И в конечном счете ждем счастливой оказии, игнорируя общедоступную вакцину неделями и месяцами и оставаясь под ударом все это время (или просто рационализируя свое нежелание прививаться?)
На всякий случай оговорюсь, что не преследую цели сказать ни одного плохого слова про чумаковскую вакцину: вполне вероятно, что эффективность «КовиВака» будет в ближайшие месяцы подтверждена на приемлемом и даже хорошем уровне. Дело лишь в том, что прямо сейчас мы не знаем о ее эффективности (в том числе в сравнении со «Спутником») ничего внятного, хотя и можем быть довольно твердо уверенными в ее безопасности. И до момента публикации данных клинических испытаний давиться за «КовиВаком» в очередях выглядит скорее массовым капризом, чем решением взрослого человека. Верно, однако, и то, что в любом случае лучше привиться «КовиВаком», чем не прививаться ничем – но эта ремарка не отменяет ничего из сказанного выше.
И отдельно не могу не отметить в обсуждаемом материале богатое суждение врача АО «Медицина», который, надо полагать, считается в РБК за авторитета по вопросам здравоохранения: народ рвется за «КовиВаком» потому, что «она <вакцина> однокомпонентная, то есть однократного введения достаточно для завершения вакцинации». Открываем инструкцию по применению: нет, память не подводит, 2 раза с интервалом в 2 недели. И задумываемся, что даже за учеников профессора математики, который бы оказался нетверд в таблице умножения, было бы страшновато – а тут как-никак все-таки медицина, которая, говорят, бывает тесно связана даже с вопросами жизни и смерти.