Круглый стол Общественной палаты РФ
Нововведения, информационная открытость и общественный контроль: наши комментарии
14 июля в 10:00 в Общественной палате РФ прошёл круглый стол «Выборы-2021: нововведения, информационная открытость и общественный контроль». Что обсуждали? Пересказываем основные прозвучавшие тезисы – курсивом даём наши краткие комментарии.
1. Дистанционное электронное голосование
Интерес избирателей к ДЭГ высок: электронное голосование современно, технологично, удобно, экономит время и дает дополнительные гарантии права граждан избирать.
С этим трудно поспорить.
ДЭГ должно повышать комфорт избирателя, а не уменьшать, поэтому важно прорабатывать максимально прозрачный механизм отзыва заявления на электронное голосование при желании отдать голос традиционным способом.
И с этим – тоже, но сейчас это может привести к повтору прошлогодней путаницы на избирательных участках, где до сих пор главным документом являются списки избирателей, распечатанные на бумаге. Скорее всего, решить проблему быстрого и бесшовного «переключения» избирателя между ДЭГ и обычным голосованием удастся не раньше примерно так 2024 года.
Тем не менее, избиратели пока не доверяют современным технологиям, хотя технических возможностей подделать их голоса в механизме осуществления ДЭГ нет. Роль общественности и экспертов в оценке систем ДЭГ и разъяснении принципов их работы очень важна.
К сожалению, таких экспертов пока очень мало. У нас они есть, мы будем делать свою работу, но большинство других партий предпочитают поддерживать или ниспровергать ДЭГ на основании политической конъюнктуры, реально не занимаясь никаким наблюдением за ним.
В здании ОП РФ разместят «ноду» ДЭГ – пользуясь которой, наблюдатели смогут получить прямой доступ к данным о голосовании.
Красивый шаг, но не более того: как и избиратели, наблюдатели в ДЭГ могут получить доступ к тем же данным даже не выходя из своей квартиры.
По уровню цифровизации в вопросах голосования Россия обгоняет многие страны. Так, во Франции недавно проводился опрос о месте цифровых технологий в политике – и более половины опрошенных сожалели о недостаточности цифрового проникновения и отсутствии дистанционного электронного голосования.
За французов ничего не скажем, но в вопросе цифровизации государства (голосования – лишь один из её аспектов) Россия действительно взяла очень высокий темп.
2. Нововведения в избирательное законодательство:
• с появлением у нас трехдневного голосования примерно год назад изменилось законодательство о периоде, когда нельзя проводить предвыборную агитацию – «днях тишины»
Напомним: агитация теперь запрещена только в дни голосования, но не перед ними.
• у избиркомов появилось право обращаться в Роскомнадзор с просьбой о блокировке интернет-ресурсов, нарушающих правила предвыборной агитации
Очень рискованная норма: как показывает практика, региональные органы очень вольно трактуют признаки нарушения законодательства и плохо разбираются в специфике работы Интернета, а Роскомнадзор выступает лишь в роли исполнителя. Мы будем внимательно следить за практикой её применения.
• уточнены меры ответственности за агитацию в запрещенный период, для граждан штрафы выросли до 20 тыс. рублей, также увеличились и для должностных лиц и бизнесов.
Вообще пока непонятно, как будут искать ответственного за такую агитацию на интернет-ресурсах – есть вероятность, что будут штрафовать хостера или сервис. Будем внимательно следить.
• внесены поправки в закон о полиции, согласно которым у полиции появляются полномочия проверки кандидатов на наличие судимостей
• поправки, направленные на расширение возможности избирателей знать больше о кандидатах, – упоминание, что они выполняют функцию иноагента либо аффилированны с ним, обязанность указывать этот статус везде, в подписных листах, бюллетенях и помещениях для голосования.
Идея хорошая, вот только статус иноагента стараниями органов власти по его раздаче превратился в ничего не значащее примечание, по сути, просто огородное пугало для кандидатов и СМИ.
• запрет избираться для граждан, причастных к деятельности экстремистских либо террористических организаций, на срок 3–5 лет.
3. Как будут отслеживать нарушения законодательства о предвыборной агитации:
Роскомнадзор будет проводить мониторинг нарушений предвыборной агитации и отсутствия агитации в дни голосования.
Было заключено соглашение с ЦИК, полномочия принимать решения о факте нарушения по КоАП есть и у Роскомнадзора, и у избиркомов. Документы о нарушениях будут поступать в Роскомнадзор в электронном виде, на их основании будет производиться ограничение доступа к ресурсам, где размещены нарушающие законодательство о выборах материалы.
Информировать о нарушениях Роскомнадзор будут избиркомы, сами граждане могут обращаться в ведомство по общим каналам.
Повторимся: это очень сложная и большая тема, в которой, к сожалению, пока что крайне плохо продуман механизм сдержек и противовесов. Мы будем очень внимательно следить за действиями РКН в дни голосования – надеемся, что эксцессов вроде запрета всего YouTube из-за того, что в каком-то далёком избиркоме председатель комиссии увидел на нём баннер с политической рекламой, не случится (а если быть реалистичным: случатся, конечно, но из них необходимо будет делать выводы).
Усугубляет ситуацию и то, что время на реагирование РКН предельно мало, на дискуссии с хостером или сервисом и поиск владельца контента его в случае выборов просто нет, да и даже на судебное заседание – тоже нет.
На наш взгляд, на данный момент схема выглядит плохо проработанной. Большую осмысленность имела бы проработка запрета политической рекламы в дни выборов с основными платформами (социальными сетями, в первую очередь), плюс, в случае нарушений, дотошный поиск собственно конкретного нарушителя уже после окончания выборов.
Быстрые же блокировки могут привести к хаосу в Сети.
4. Фейки о выборах
Это проблема, с которой приходится бороться уже не первый год. Только за период с 8 июля в интернете появилось 312 недостоверных сообщений. Чтобы бороться с ними, создаются рабочие группы и проводятся обучающие семинары. Сильнейший шквал фейков ожидается за 2 недели до выборов, их отслеживают и передают в полицию и генпрокуратуру.
К сожалению, по этой теме докладывала «Лига безопасного интернета», уже неоднократно запятнавшая себя странными заявлениями – например, при голосовании по поправкам к Конституции РФ они объявили мошенническим один из официальных серверов московской системы ДЭГ.
Кроме того, необходимо понимать, что слово «фейк» по сути используется как короткий синоним для заведомо недостоверной информации, в то время как большинство случаев – это скорее слухи, возникшие и распространяемые по большей части людьми, попросту не разбирающимися в теме и часто панически настроенными. Относиться к ним надо соответственно – и совершенно не так, как это делает «Лига»: не передавать их в прокуратуру, а заниматься разъяснением и разумным опровержением.