Москва иногда спит: шумных автомобилистов будут наказывать
В московском ЦОДД начали тестировать новые дорожные комплексы с микрофонами, измеряющими шум проезжающего транспорта. Поправки в КоАП России, КоАП Москвы и столичный закон «О соблюдении покоя граждан и тишины» направлены на борьбу с шумными автомобилями и мотоциклами, которые мешают гражданам по ночам спать.
Соответствующий законопроект мэр Москвы Сергей Собянин внес в Мосгордуму еще за неделю до выборов и предложил для борьбы с «отмороженными автомобилистами, гоняющими без глушителей и с громкой музыкой» по ночам, применять базовый штраф в 5 тыс. руб., размер которого будет увеличиваться прогрессивно в зависимости от мощности двигателя, а в некоторых случаях поправками предусмотрена эвакуация транспорта. По словам начальника управления дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Владимира Карпова, штрафное постановление будет включать панорамную фотографию с траекторией проезда машины (или мотоцикла), а также информацию об уровне произведенного транспортным средством шума в пяти-семи точках по ходу движения.
Коррективы вносятся в федеральные законы, поэтому ими смогут пользоваться и другие регионы России.
Почему инициатива все же выглядит недоработанной рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Сама по себе идея бороться за спокойный сон москвичей (а в последствии, вероятно, и всех жителей России) очень хорошая. С этим безобразием в виде орущей из машин громкой музыки и ревом измененного выхлопа давно нужно что-то делать. Остается вопрос с реализацией системы с технической точки зрения (шум автомобиля-нарушителя может отражаться в камеру от машины «честного» автомобилиста, в таком случае штраф получит последний), а также важна и юридическая составляющая эксперимента – у водителя должна быть возможность оспорить и доказать, что он невиновен, если его оштрафовали по ошибке. Если первую часть вопроса решает тестирование системы (итоги которого оценит экспертное сообщество) и специальное оборудование, то с юридической частью все несколько сложнее – опротестовать подобный штраф будет практически нереально, это не просто прийти в ГИБДД на разбор и пересмотреть запись обычного нарушения и принести с собой в дополнение запись с видеорегистратора.
Также интересен вопрос повестки, под которой выходит данное нововведение. Например, подобные системы тестируют в Париже с 2019 года. Как заметил тогда Engadget, подобные инициативы могут побудить водителей переходить на электрокары, отказываясь от шумных машин в пользу экологического транспорта. У нас в стране уже некоторые эксперты стали высказываться за экологичность данной идеи, например автоэксперт Егор Васильев, сказав Российской газете, что шум от автомобилей является одним из неблагоприятных экологических факторов. Но давайте будем честны, у нас не Франция с ее маленькими расстояниями, и данное нововведение не побудит массово переходить на электрокары, в то время, когда средний возраст парка легковых автомобилей в России на начало 2021 года составил 13,9 года.
Отдельного внимания требует та часть нововведения, где предполагается увеличивать размер штрафа в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Так нельзя, мощность двигателя не влияет на безопасность и на уровень шума, все современные автомобили имеют соответствия определенным допускам, в том числе по уровню шума, зато громко орать может старая копейка без глушителя. В этой части инициатива действительно начинает выглядеть как беготня за якобы экологическими мировыми трендами и попыткой пополнить бюджет большими суммами штрафов с автомобилистов. Это как с транспортным налогом: платят те, у кого лошадок больше, но не те, кто ездят больше и больше эксплуатируют дорожную инфраструктуру. Поэтому в текущем виде инициатива абсолютно недоработана, за спокойный сон москвичей нужно бороться, но не так.
Но есть в этом всем и прекрасное, данная инициатива показала несостоятельность государственной системы техосмотра. Если выяснится, что штрафы с акустических камер начнут приходить автомобилистам, прошедшим техосмотр, то это будет очередное доказательство того, что система государственного ТО в России не работает, иначе как тогда автомобили, например, с измененным выхлопом появились на дорогах.