Садись, отрицательный!
На этой неделе в Москве стартовал эксперимент по массовой диагностике школьников на коронавирус. Если практика покажет себя успешной, власти города рассмотрят возможность такого тестирования и в других образовательных учреждениях. В мэрии считают, что такие проверки могут стать альтернативой дистанционному обучению.
Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова сообщила, что в условиях роста заболеваемости ряд регионов уже переходит на дистанционное обучение. «Мы понимаем, что это крайняя мера, которую никто в городе не хочет допустить, и мы отрабатываем другие возможные механизмы», – заявила Ракова.
Член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин рассуждает о том, как власти города могли бы обеспечить реальный баланс между эпидемиологической эффективностью и интересами учебного процесса:
«Массовое (с прицелом на поголовное) экспресс-тестирование школьников имеет два очевидных измерения: эпидемиологическое и социальное.
Эпидемиологически эта мера позволит понять, какова (хотя бы у детей) действительная латентность у заболеваемости штаммом «дельта» – за почти полгода его распространения в стране никаких внятных данных на этот счет не получено. Это понимание позволит точнее прогнозировать дальнейшее развитие эпидпроцессов и, вероятно, действительно поспособствует своевременному обрыву цепочек заражения.
С другой стороны, следует ожидать резкого роста и без того немалого количества классов, переведенных на дистант. В том, что удаленка для образования – зло, сомневаться никому давно не приходится. От знакомых педагогов мне известно, что проведенные в сентябре в московских школах рутинные проверочные работы на материалах прошлого учебного года, большая часть которого прошла на дистанте, по всем предметам показали серьезные и массовые, не наблюдавшиеся ранее, проблемы с усвоением программы. И это весьма существенная часть цены, которую общество платит за неспособность справиться с эпидемией быстро.
С третьей стороны, общая эпидемиологическая обстановка в Москве объективно очень плоха, продолжает ухудшаться, и никаких тенденций ее перелома пока не видно. И всеобщий переход на дистант при этих обстоятельствах может оказаться мерой хоть и крайней, но вполне реальной – за неимением менее травматичных эффективных решений.
Поэтому причастным ведомствам стоит задуматься о поиске как можно более выверенного компромисса, который обеспечивал бы оптимальный баланс между эпидемиологической эффективностью и интересами учебного процесса. Ключом к такому компромиссу, возможно, могли бы быть данные об инкубационном периоде «дельты», который, как известно, в целом резко (до считанных дней) укоротился по сравнению с ранними штаммами. Если его максимальная продолжительность тоже снизилась хотя бы в целом (единичные случаи, когда инкубационный период длится по максимуму, в обсуждаемом смысле во внимание можно не принимать, не та обстановка), выглядело бы весьма уместным решение о сокращении срока перевода на дистант классов, где выявлены заболевшие, если не до недели, то хотя бы до 10 дней. Интересам учебы и такое сокращение пошло бы на заметную пользу».