Инфляция в России: при чем тут США?
Всплеск инфляции вынудил Банк России неоднократно повышать ставку. Представляя Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2022 и 2023–2024 годы, председатель Центробанка Эльвира Нибиуллина заявила, что регулятор опустит показатель до нейтрального уровня в 5–6% не раньше 2023 года. Таким образом, Банк России намерен проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сдержать высокий рост потребительских цен.
Экономисты прогнозируют, что пик роста цен будет пройден в октябре-ноябре и инфляция будет постепенно снижаться с начала 2022 года. Такой эффект дадут решения по повышению ставки, которые принимались, начиная с прошлого года.
Член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов опасается, что нынешний экономический кризис может переплюнуть кризис 2008 года и объясняет, почему политика Центробанка все же не даст положительных результатов в 2022 году.
«В настоящее время происходит экспорт инфляции из США в нашу страну. Денежная масса увеличилась в США, в том числе на фоне противоковидных мер, и инфляция достигла в этом году рекордных за последние 30 лет 6,2%. Россия не имеет возможности так же активно печатать деньги, как это делают США, потому что доллар – мировая валюта, имеющая спрос во всем мире, а рубль – нет. Америка может финансировать дефицит бюджета через эмиссию. Наша страна не может себе позволить крупную эмиссию, так как мы сразу получим колоссальный рост цен и обесценивание рубля. Так вот, деньги мы так же активно как США печатать не можем, но на этом фоне по импорту завозим много товаров, до 75%.
Теперь о повышении ключевой ставки. Такая мера начинает тормозить собственный бизнес, кредиты становятся менее доступными, растут издержки, потому что вслед за повышением ключевой ставки коммерческие банки поднимают ставки по кредитам. И получается парадоксальная ситуация: ЦБ тормозит российский бизнес на фоне импорта инфляции из США через импорт продукции. Вместо того чтобы снижать долю импортных товаров при помощи импортозамещения, развивая собственный бизнес и собственные производства, ЦБ, напротив, усугубляет текущую ситуацию. Да, Центробанк повышает ключевую ставку борясь с инфляцией, но в данном случае это борьба с ветряными мельницами, это меры оказания временной скорой помощи, а не лечения пациента, коим является наша экономика. Лечить нужно причины, а для этого нужны дешевые быстрые деньги и импортозамещение.
Решение Центробанка поднять стоимость кредита на фоне импортированной инфляции абсолютно неверный шаг. Поэтому прогноз Ведомостей о том, что якобы жесткая денежно-кредитная политика ЦБ даст результаты в будущем году – абсолютно ничем не подкреплен и не может сыскать себе ни малейшего оправдания. Сейчас речь идет о том, как бы экономический кризис не переплюнул кризис 2008 года. На фоне вышедших из-под контроля цен при замедлившемся ВВП в США говорить о возвращении к прежним показателям глобальной экономики сейчас всерьез никто не будет, как и не будет давать на данном этапе какие-либо прогнозы».