Подсчитали – прослезились: о чем говорят печальные результаты ЕГЭ по математике

Фото: Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

Как писал Аристотель, «мате­ма­ти­ка выяв­ля­ет поря­док, сим­мет­рию и опре­де­лён­ность, а это – важ­ней­шие виды пре­крас­но­го». Судя по груст­ным ново­стям об ито­гах ЕГЭ по это­му пред­ме­ту, мате­ма­ти­ка выяв­ля­ет еще и систем­ные про­бле­мы в рос­сий­ском обра­зо­ва­нии, послед­ствия кото­рых пред­сто­ит рас­хле­бы­вать не один год.

А что же, соб­ствен­но, слу­чи­лось? Дело в том, что в 2022 году еди­ный госу­дар­ствен­ный экза­мен по мате­ма­ти­ке сда­ли так, что в тех­ни­че­ских вузах фак­ти­че­ски не закры­ва­ют­ся даже бюд­жет­ные места. А ведь, к сча­стью или к сожа­ле­нию, в «тех­на­ри» пой­дут не все выпуск­ни­ки, так что про­бле­ма вполне зри­мая. А что­бы ВУЗ в даль­ней­шем не остал­ся без бюд­же­та, то при нынеш­нем «поду­ше­вом» финан­си­ро­ва­нии и отчис­лить нера­ди­во­го уча­ще­го­ся ста­но­вит­ся слож­но. Фактически повез­ло имен­но юным лоды­рям, не склон­ным к амби­ци­оз­ным целям и зада­чам: чуть-чуть напряг­ся в шко­ле, и потом 5 лет сво­бо­ден, в том чис­ле и от армии, а поз­же – стал ува­жа­е­мым чело­ве­ком с выс­шим образованием.

Что будет бук­валь­но через несколь­ко лет, когда и в реаль­ный сек­тор, и в айти при­дут такие вот инже­не­ры, мож­но пред­ста­вить, обла­дая даже не самой бога­той фан­та­зи­ей. От кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти про­дук­та до баналь­ной без­опас­но­сти тру­да в про­мыш­лен­но­сти – все это мож­но пере­чис­лять очень дол­го. Фактически те, кто допу­стил эту ситу­а­цию – пре­ступ­ни­ки, зало­жив­шие бом­бу под буду­щее поко­ле­ний. Пока же оста­ют­ся веч­ные рос­сий­ские вопро­сы: кто вино­ват и что же теперь делать.

Во-первых, не смей­тесь, пан­де­мия. Конечно, сей­час все, от вра­чей до сек­ре­та­рей судеб­ных засе­да­ний склон­ны сва­ли­вать часть сво­их про­вин­но­стей и оши­бок на послед­ствия «мод­ной болез­ни». Однако донель­зя фор­ма­ли­зо­ван­ное и бюро­кра­ти­зи­ро­ван­ное школь­ное обра­зо­ва­ние, осо­бен­но в части тех­ни­че­ских дис­ци­плин, ойк­ну­ло и кряк­ну­ло, когда его в спеш­ке пере­ве­ли в онлайн. Не в оби­ду гума­ни­та­ри­ям, но в физ­мат­клас­сах гораз­до важ­нее при­сут­ствие настав­ни­ка, про­ве­де­ние опы­тов и семи­на­ров. К тому же под­рост­ки сла­бо спо­соб­ны к само­ор­га­ни­за­ции, и в резуль­та­те сни­зи­лось как коли­че­ство учеб­ных часов, так и их каче­ство. Вдобавок ковид­ное вре­мя лиши­ло ряд школь­ни­ков такой тре­ни­ро­воч­ной пло­щад­ки как ОГЭ.

Естественно, дети, лишен­ные воз­мож­но­сти очно посе­щать заня­тия или хотя бы про­сто гулять на ули­це, под­ня­ли коли­че­ство экран­но­го вре­ме­ни на сво­их гад­же­тах. А кого же им там пока­зы­ва­ли, может быть, реаль­ных при­зе­ров миро­вых олим­пи­ад по мате­ма­ти­ке и физи­ке из России? Или, веро­ят­но, обра­зо­ва­тель­ное ведом­ство оза­бо­ти­лось парт­нер­ски­ми обу­ча­ю­щи­ми про­грам­ма­ми с попу­ляр­ны­ми моло­деж­ны­ми ресур­са­ми, что­бы занять буду­щих выпуск­ни­ков потреб­ле­ни­ем полез­но­го кон­тен­та? Нет. Юношество с инте­ре­сом смот­ре­ло, напри­мер, на новое моло­деж­ное лицо Сбера тикто­ке­ра Даню Милохина, кото­рый без вся­ких там нуд­ных урав­не­ний полу­ча­ет 3 мил­ли­о­на руб­лей в месяц, и мате­ма­ти­ка ему, кажет­ся, без надобности.

Впрочем, мы отвлек­лись. Во-вторых, это само состо­я­ние обра­зо­ва­ния, с пан­де­ми­ей или без нее. Школьное обра­зо­ва­ние по мате­ма­ти­ке и физи­ке ста­ло очень фор­маль­ным, ори­ен­ти­ро­ван­ным на меха­ни­че­ское запо­ми­на­ние фор­мул и алго­рит­мов. Грубо гово­ря, это ЕГЭ ради ЕГЭ, а не ради при­клад­ных резуль­та­тов в даль­ней­шем. Имеющиеся куби­ки не очень скла­ды­ва­ют­ся в строй­ную кон­струк­цию, а сам еди­ный гос­эк­за­мен – это все­го лишь изме­ри­тель­ный инстру­мент, пока­зы­ва­ю­щий небла­го­по­лу­чие систе­мы образования.

И дело здесь не толь­ко в ранее упо­мя­ну­тых фор­ма­ли­за­ции и бюро­кра­ти­за­ции школь­но­го обра­зо­ва­ния, но и в нали­чии замет­но­го коли­че­ства финан­си­ру­е­мых из бюд­же­та бес­по­лез­ных вузов. Если упро­щать, то есть вузы раз­ных кате­го­рий: те вузы, кото­рые дей­стви­тель­но ими явля­ют­ся, тре­бу­ют высо­кий про­ход­ной балл, и посту­пить туда на бюд­жет слож­но. В услов­ный Энский забо­ро­стро­и­тель­ный уни­вер­си­тет мож­но посту­пить и с низ­ки­ми бал­ла­ми, даже и на бюд­жет, толь­ко поль­зы от обу­че­ния в дан­ном «вузе» для после­ду­ю­щей тру­до­вой дея­тель­но­сти нет ника­кой. Это, к при­ме­ру, осо­знал менедж­мент ряда про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий, кото­рый еще на втором-третьем кур­се «при­смат­ри­ва­ет» себе более-менее при­лич­ных уча­щих­ся, что­бы сра­зу обу­чать их под себя, а не полу­чить на выхо­де прак­ти­че­ски не при­ме­ни­мо­го краснодипломника.

Поэтому дума­ет­ся, что по ито­гам ЕГЭ сто­ит сде­лать выво­ды не толь­ко о школь­ной и вузов­ской про­грам­ме, но и о самой систе­ме этих учре­жде­ний. Недостаточно ясно, зачем тра­тить день­ги нало­го­пла­тель­щи­ков на подоб­ные бога­дель­ни, когда в стране, напри­мер, не хва­та­ет высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабо­чих со сред­ним тех­ни­че­ским обра­зо­ва­ни­ем. И это толь­ко один из вопро­сов, но в свя­зи с острой нехват­кой «тех­на­рей», с одной сто­ро­ны, и низ­ким каче­ством под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов, с дру­гой, отве­чать на него при­дет­ся очень ско­ро, и, воз­мож­но, нестан­дарт­ны­ми способами.

Комментарий экс­пер­та:
Алексей Савватеев, спе­ци­а­лист в мате­ма­ти­че­ской эко­но­ми­ке, попу­ля­ри­за­тор мате­ма­ти­ки. Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, про­фес­сор Адыгейского госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, веду­щий науч­ный сотруд­ник ЦЭМИ РАН.

Думаю, про­бле­ма даже не в том, как сда­ли ЕГЭ, а в чудо­вищ­ном паде­нии уров­ня под­го­тов­ки выпуск­ни­ков в целом. Здесь сто­ит учесть, что ЕГЭ по мате­ма­ти­ке был в этом году доста­точ­но слож­ным, там была одна зада­ча, кото­рая тре­бо­ва­ла полтора-два часа для реше­ния. Но, вне зави­си­мо­сти от про­сто­ты или слож­но­сти ЕГЭ, про­бле­ма про­сто есть. Ее уси­ли­ва­ет и то, что боль­шин­ство про­филь­ных вузов берет аби­ту­ри­ен­тов, кото­рые, что назы­ва­ет­ся, «ни в зуб ногой». Недавно кол­ле­ги поде­ли­лись запи­сью сотруд­ни­цы одно­го из аст­ра­хан­ских вузов стро­и­тель­ной спе­ци­аль­но­сти. Она так и ска­за­ла, дру­зья, про­би­то дно: ни один из аби­ту­ри­ен­тов не зна­ет фор­му­лу вычис­ле­ния пло­ща­ди квадрата.

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.