Банковские инициативы по списанию денег
Недавно банки выступили с новой инициативой. Они хотят, чтобы им разрешили списывать кредитные платежи и комиссии со счетов клиентов, даже если те не выходят на связь и не обновляют данные.
Кредитные организации внесли данное предложение в рамках «регуляторной гильотины» ЦБ, предлагая отменить ограничения по «спящим клиентам». По мнению авторов инициативы, это поможет банкам предотвратить мошенничества с подобными счетами, а клиентам – избежать штрафов и неустоек за то, что вовремя не сообщили о замене паспорта. На данный момент, согласно законодательству, если пользователь более года не обновлял идентификационные данные, банк не вправе списывать деньги с его счета, поскольку обновлять сведения о клиентах он должен не реже раза в год. Положением Банка России № 499‑П транзакции запрещено проводить, если данные о клиенте не обновлены.
Банки хотят, чтобы им разрешили списывать деньги за обслуживание счета в случае, когда у клиента поменялись идентификационные данные (к примеру, паспорт), но информация не была им предоставлена в течение года, и клиент не отвечал на звонки организации. Без этого у банков растет количество счетов, которые они не могут закрыть, поскольку на них есть остатки средств клиента. При этом данные о владельце счетов успели устареть, так что банки обслуживают эти счета себе в убыток.
Банки уверяют, что подобные операции по списанию кредитных платежей и комиссий не несут риска отмывания средств, при этом позволяют банку вернуть деньги за уже оказанные услуги.
Какие нормы и меры на самом деле нужны антиотмывочному законодательству? Рассуждает руководитель правовой службы Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Заниматься критическим разбором отдельных частностей антиотмывочного законодательства – дело довольно бессмысленное. Бессмысленное потому, что «эволюция» этого регулирования, включая подзаконные акты, за двадцать лет превратила его целиком в Создание Франкенштейна, грубо сшитое из многочисленных кусков разной степени безумия. Физический вес внутренних документов, которые субъекты ПОД/ФТ обязаны разрабатывать и исполнять в соответствии с законом и подзаконными актами, исчисляется килограммами, штаты подразделений финмониторинга в кредитных организациях монотонно растут год от года, то есть обеспечивать за собственный счет исполнение неисчислимого количества обязательных требований банкам становится все дороже. Следует помнить, что в теории абсолютно любое, вплоть до опечатки, нарушение абсолютно любого антиотмывочного требования может повлечь для кредитной организации кары вплоть до отзыва лицензии, то есть гарантированной смерти, и если Центральный банк этим правом не пользуется направо и налево, то во всяком случае не потому, что не может.
Поэтому чрезвычайно актуален вопрос тщательной ревизии антиотмывочных требований, результатом которой должна стать системная консолидация (и, возможно, кодификация) законодательства с устранением из него противоречий, избыточных положений и разработкой взвешенной системы санкций, исключающей возможность применения любого наказания за любое нарушение. Эта работа не может быть отдана на откуп государству в лице ЦБ, Росфинмониторинга и Думы, а должна с самого начала вестись в тесном взаимодействии с представителями заинтересованных отраслей. Ее объем будет заведомо огромен, скорее всего – хорошо сопоставим с гигантским объемом трудозатрат по разработке нового Кодекса об административных правонарушениях, но это лишь подчеркивает, что начинать такую работу надо буквально незамедлительно. Иначе утонем.