Налоговые новшества
Недавно в прессе появились публикации о введении нового налога, спровоцированные подготовленным Минэкономразвития документом. Как сообщает «Российская газета», в документе предлагалось ввести единый оборотный налог в размере 6,2% от выручки и заменить им НДФЛ, НДС, налог на прибыль и страховые взносы. Таким образом предлагалось реализовать принцип равенства налогообложения. Правда, глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что введение нового налога не обсуждалось и даже не готовилось к обсуждению, просто в прессу «по вине сотрудников департамента регуляторной политики, которые собирают предложения от граждан и общественников, попали необработанные тексты».
Зато в Госдуму поступил законопроект о дополнительных требованиях к счетам, где идет речь об увеличении суммы вкладов, с доходов от которых будет взиматься налог. Предлагается облагать 13% налогом вклады больше 5 млн рублей, а не 1 млн, как сейчас. «социально справедливая» инициатива, как считают депутаты, затронет только обеспеченных граждан.
О налоговых новациях рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Дмитрий Лысаковский:
Вообще отмена или изменение налогового законодательства – нормальный процесс в быстро меняющемся мире. Закон должен адаптироваться к реальности, и да, Минфин должен продумывать новые схемы налогообложения, чтобы обеспечить финансирование бюджета (каковой ожидается дефицитным в 2020 году) за счёт граждан и их доходов. Так в своё время был введен патентный налоговый режим, а недавно появилась возможность налогообложения для самозанятых граждан. С этой точки зрения, утечка информации о возможных новых налогах – всего лишь недосмотр ответственных лиц и брешь в защите конфиденциальной информации, коих, увы, достаточно у всех.
Вместе с тем система налогового законодательства должна быть единым, целостным организмом, а не набором костылей, прикрученных степлером и изолентой к полуживому организму. Действующее законодательство неоднократно признавалось чересчур «зарегулированным» и малопонятным даже несмотря на факт его кодификации (достаточно поработать месяц с таким архаизмом, как счета-фактуры, чтобы их возненавидеть). Экономическая составляющая многих налогов, например, транспортного или налога на имущество, находится за гранью логики и исходит из парадигмы «хотим собрать больше денег».
До тех пор, пока законотворцы не подойдут к вопросу налогового нормотворчества системно, вводить новые налоги или менять старые чревато увеличением количества теневого оборота денежной массы.
Ну и конечно, что-то подсказывает, что 3% олигархов, освобождённые Путиным от уплаты подоходного налога в обмен на фиксированную выплату в 5 миллионов рублей, вряд ли будут затронуты нововведением.