Дачная амнистия: пряник с запахом кнута
Госдума в первом чтении приняла законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2026 года.
Сейчас у граждан есть возможность оформлять права на индивидуальные жилые и садовые дома в упрощенном порядке. Предполагалось, что действие этого документа закончится 1 марта 2021 года, и после этого правообладатели участков должны будут воспользоваться порядком, вступившим в силу с 4 августа 2018 года, по которому требуется уведомлять уполномоченный орган местного самоуправления о начале и завершении строительства объекта ИЖС или садового дома, чтобы согласовать параметры дома, а также направлять документы в Росреестр.
По новому законопроекту амнистия продлевается еще на пять лет, так что владелец может оформить права на жилые и садовые дома, подав в органы регистрации прав технический план и декларацию. Главное, чтобы строящийся объект соответствовал параметрам объекта ИЖС, закрепленным в Градостроительном кодексе.
Помимо этого, хотят продлить на пять лет и положение о возможности направления уведомлений о строительстве жилых домов, начатом до 4 августа 2018 года.
За годы действия дачной амнистии граждане смогли в упрощенном порядке оформить права более чем на 13 млн объектов недвижимости.
О нюансах законопроекта рассуждает член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин:
Решение о продлении дачной амнистии – причем сразу на пять лет – на первый взгляд выглядит как несомненное благо. Однако есть и некоторые нюансы. С одной стороны, вполне конкретные: так, граждане, начавшие строительство до 4 августа 2018 года, могут не подавать документы на разрешение на строительство, а также начало и ввод дома в эксплуатацию только до 1 марта 2021 года. Дальше амнистия по этой конкретно позиции завершается (вопрос переходит в компетенцию судов), а это довольно большой массив.
Впрочем, интереснее нюансы более общего характера. Изначально дачная амнистия была прописана в Федеральном законе Российской Федерации от № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», принятом и вступившем в силу аж в 2006 г. Тогда она представляла собой несомненное благо в силу, кроме всего прочего, чудовищной забюрократизированности решения вопросов оформления недвижимости в «доцифровые» времена. Такой вот подарочек дорогим россиянам от власти в «тучные нулевые».
Однако уже тогда в «подарочек» была заложена своеобразная бомба. Одно дело – куча неоформленных/недооформленных участков и строений, искать которые доцифровым властям на местах было затруднительно, да и «не очень-то и хотелось». И совсем другое – когда граждане сами, сугубо добровольно несут подробную информацию о своем имуществе в профильные организации.
Первый, не самый большой взрыв заложенной бомбочки уже очевиден: всеобщий, по классикам, «учёт и контроль», столь упростившийся в эпоху всеобщей цифровазации и кадастризации. А когда учли – можно уже подумать и о собираемости.
И вот здесь поневоле приходится задуматься о перспективах второго «взрыва». Времена нынче отнюдь не тучные, люди давно стали «второй нефтью»: так почему этот нефтяной пласт не отжать дополнительно? Опытный налоговик тов. Мишустин отлично знает, как повышать собираемость налогов.
А можно повышать и сами налоги. Сами знаете, как это делается: скажем, повысим кадастровую стоимость выше рыночной – и налоговую ставку будем высчитывать от неё. А можно и саму кадастровую стоимость повысить, почем бы и нет? А можно ещё…
Да много чего можно, когда объекты учтены, тщательно цифровизированы и собраны в единую базу. А время нынче тяжёлое, кризисное – и лишние доходы государству явно не помешают. Разумеется, за счет и из карманов дорогих россиян.