Как «Яндекс» и Google раскрывают пользовательские данные властям
«Яндекс» поделился интересной статистикой: за первую половину 2020 года компания получила более 15 тысяч запросов на раскрытие пользовательских данных. По большинству запросов данные властям были переданы, отказали же только в 16% случаев. По Google подобные данные имеются за второе полугодие 2019 года. Известно, что конкурент Яндекса отказал по 77% запросов.
Запрашивают информацию у «Яндекса» не только российские власти, но и международные. В нашей стране подобным правом на запрос обладают МВД, Следственный комитет, прокуратура, ФАС, ФТС, суды и некоторые другие органы.
Компания в ответ на формальное обращение предоставляет ровно столько данных, сколько требуется для ответа, и отклоняет запросы, не соответствующие требованиям закона. Неофициальные запросы по мейлу, не заверенные квалифицированной электронной подписью, к примеру, в статистике не учитывают, сообщили в компании.
С Google ситуация обстоит следующим образом. В своем Transparency Report отчете за вторую половину 2019 года компания сообщает, что получила 258 запросов от российских властей и предоставила данные в ответ на 23% из этих запросов. Также в Google приходили запросы на удаление контента (из-за нарушения авторских прав, угроз национальной безопасности и подобных случаев), из которых были отклонены только 16%.
О чем говорит подобная разница в общем количестве запросов и проценте удовлетворенных обращений? Рассуждает руководитель группы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии Олег Артамонов:
По большому счёту, эти числа не говорят ни о чём. Более того, похоже, что Яндекс их и публиковал именно с таким PR-прицелом: выложить числа, которые все будут обсуждать, но каждый желающий при этом сделает из них какие-то свои выводы, в равной степени не обоснованные ничем фактическим.
С учётом размеров Яндекса, охвата населения и количества сервисов под его зонтиком, абсолютное число выглядит вполне логичным. Но понять по нему ничего нельзя – лютует ли режим в погоне за «палками» или, наоборот, следствие поднялось до невиданных высот работы с интернетом. Для этого надо знать структуру и смысл запросов – а их нам как раз никто не покажет.
Пока же мы видим сумму, в которой смешались и кони, и люди, и серьёзные следственные действия, и запросы скучающего майора, которому сделали новую кнопку на рабочем месте. Всерьёз обсуждать здесь попросту нечего, это – средняя температура по больнице, которая, как известно, всегда равна 36,6 °С: у кого-то жар, а кто-то уже остывает.
Руководитель юридической службы Партии прямой демократии Борис Чигидин обращает внимание на направление изменения статистических данных за последнее десятилетие:
С запросами правоохранительных органов бизнесу о предоставлении информации, как правило, составляющей какую-нибудь охраняемую законом тайну, в принципе, все довольно просто. Такие запросы подлежат удовлетворению, если оформлены надлежащим образом и поданы в пределах полномочий отправителя, или вежливому (или глумливому) отклонению, если не отвечают какому-либо из этих требований. Качество работы правоохранителей в разрезе конкретных адресатов запросов, безусловно, можно считать константой: чуть упрощая, можно считать, что ко всем адресатам обращаются одни и те же люди одними и теми же руками – и определенный (и немаленький) процент брака в их работе неизбежен, в том числе в силу невладения довольно несложной матчастью. Тем интереснее вопрос, почему «Яндекс» отказывает в исполнении 16% полученных запросов, а «Гугл» – 77%.
Этот разрыв может, во всяком случае, отчасти, объясняться различием применяемых двумя компаниями (и не раскрытых детально ни одной из них) методов формирования статистики. В каком-то из источников, в частности, промелькнуло, что в статистику «Яндекса» не входят запросы, подаваемые наиболее дурными отправителями в виде скан-копий по электронной почте: такие «запросы» просто игнорируются. Но главное, кажется, все равно не в этом.
Если присмотреться к соответствующей отчетности «Гугла» по России за последнее десятилетие, увидим, что в его начале запросы правоохранительных органов этим адресатом игнорировались в принципе, а в течение всего этого периода процент удовлетворяемых запросов более или менее монотонно рос, так что текущие 23% удовлетворенных запросов оказываются рекордом десятилетия с заметным отрывом. Уместно предположить, что ключевыми факторами здесь являются, во-первых, укоренившаяся вера «цивилизованного бизнеса» в собственную экстерриториальность, чтобы не сказать богоизбранность, во-вторых, усилия, предпринимаемые российскими органами власти по излечению «Гугла» от этой иллюзии.
Как видим, баланс этих факторов находится в постоянном изменении – и в правильную сторону. Но темпы этого изменения, как и вообще приведения глобальных интернет-гигантов в соответствие с требованиями российской юрисдикции, конечно, нельзя назвать сколько-нибудь удовлетворительными. Запрос общества на такое приведение очень велик и продолжает расти – и эксперты Партии прямой демократии разрабатывают собственный пакет предложений, направленных на эффективное решение этой задачи.