Говорит Москва: Интервью с Вячеславом Макаровым
А.ОНОШКО: Потом вы работали на Кипре, сейчас вы вернулись. Как вы пришли к этой идее, зачем вам эта партия? В чём ее главная мысль?
В.МАКАРОВ: Мы с партийными коллегами вчера пытались сформулировать коротко нашу мысль. Сформулировали примерно так: наша цель – вернуть народу политику. Сейчас поясню более развернуто. Так исторически сложилось, что когда у нас происходят выборы депутата, и это верно не только для России, но и для большинства других стран, особенно для выборов по партийным спискам, для избирателей не существует никакой возможности, по крайней мере серьезной, в дальнейшем повлиять на его деятельность. По сути, проголосовав на выборах, избиратель на весь срок действия полномочий отдает свой голос полностью и никак уже не может повлиять на происходящее.
Для того чтобы была возможность повлиять на происходящее в стране после этого, существует такой механизм как референдум. Такой механизм как референдум технически очень сложен. Надо собрать много подписей, очень сложно собрать новую комиссию по проведению референдума, напечатать бюллетени.
А.ОНОШКО: Он очень дорогой.
В.МАКАРОВ: Это очень дорогая история. Иногда в больших, важных моментах для государства оно срабатывает. Последний очень заметный пример, где граждане реально повлияли на политику и, по сути, на весь ритм политической жизни, – это Великобритания, где прошло голосование по Brexit. И оно до сих пор, последние два года, влияет на всё, что происходит внутри британского политического процесса.
Здесь есть следующий момент: если то, как устроена выборная демократия представительская сложилась исторически, оно сложилось, в первую очередь, по достаточно простым обстоятельствам – нет возможности у государства собрать людей в одном месте и спросить, что вы хотите? Поэтому нужна система бюллетеней, избирательных комиссий. По сути, люди вынуждены делегировать своего представителя в одно место, просто потому что технически невозможно никак иначе это организовать.
Мы сейчас внезапно оказались в мире высоких технологий, интернет-коммуникаций. Сейчас технически при одновременном желании государства провести референдум в электронном виде и согласия граждан проголосовать на референдуме в электронном виде – этот референдум будет стоить достаточно дешево. По сути, требовать от гражданина идентификации своей личности, благо современные смартфоны с камерами, со считыванием отпечатков пальцев и так далее позволяют сделать это достаточно уверено, и собственно нажатие кнопки «за что голосуют» – довольно дешево по сравнению с печатанием бюллетеней, собранием комиссии и так далее.
Говорит Москва | Интервью с Вячеславом Макаровым | 17.01.2020