В кубышку – но и в новое жильё
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий поделился информацией о том, что россияне запаслись наличными в рекордных масштабах. По состоянию на 1 октября на руках у жителей России и в кассах российских предприятий находится 12,1 триллиона рублей. За прошлый год эта сумма увеличилась практически на треть – на 28,3%, и подобного роста не было с 2012 года. Если говорить о ситуации до начала пандемии, то по состоянию на 1 марта 2020 года рост составлял всего 7,1%.
За первое полугодие 2020 года на фоне пандемии граждане перевели со счетов в банках в заначки «под матрасом» примерно 2,15 триллиона рублей. Разумеется, основной прирост объема наличных состоялся в марте-апреле, к осени он замедлился.
О тенденции запасаться наличными рассуждает член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин:
Сегодняшние новости неплохо характеризуют финансово-экономические настроения и ожидания россиян, особенно если рассмотреть их в комплекте. Ведь по отношению наших граждан к собственным деньгам можно реально судить, что они на самом деле (а не по различного рода соцопросам) думают о происходящем в стране, а также о том, что произойдёт в ближайшем будущем.
То, что граждане бросились в больших количествах снимать наличные с банковских счетов (пик пришелся на весну с её ковидной истерией), говорит нам прежде всего об ожидании серьёзного кризиса: «Пусть лучше деньги под подушкой полежат – целее будут!» И правда: а ну как грянет такой кризис, что вклады опять заморозят, память у нас хорошая. Сейчас, вроде, народ успокоился и перевод в наличку уменьшился, но само явление никуда не пропало: просто за весну-лето «налом запаслись впрок».
Причем именно впрок: многие перепуганные граждане и на улицу-то выходить боялись (и продолжают бояться) – особенно весной. Резко вырос объём различного рода доставок, при которых картой заплатить проще и безопаснее. Это подтверждает и десятикратный (!) рост с начала года транзакций через систему быстрых платежей (СБП). Так что съём денег – это прежде всего именно перевод в кубышку: доверие к банкам в период кризиса падает, а в России – в особенности.
Об этом, кстати, косвенно свидетельствует резкий рост объёмов выдаваемых ипотечных кредитов. Вряд ли за полгода россияне стали жить богаче (как сообщает нам статистика – скорее наоборот). Просто первый взнос-то при ипотеке нужно делать «из своих», так что вложения в недвижимость (и речь сейчас не только об ипотеке) – очередная альтернатива вкладам в банки. Альтернатива, заметим, довольно рискованная: вполне можно представить себе (а точнее, вспомнить) такого уровня кризис, когда банки не лопаются, вклады не замораживаются, а недвижимость при этом падает, причем даже в рублевых ценах. Тут уже чистая психология, а также аргумент «Квартиры – не вклады, не заморозятся!» Контраргументы типа «если наступит кризис, останешься без работы – и чем будешь ипотеку выплачивать?» в такой ситуации уходят на второй план.
Таким образом, ситуация проясняется: граждане вполне охотно используют банковские счета для нужд потребления (та же система быстрых платежей). А вот в части накопления доверяют банкам куда меньше: кубышка (а также недвижка) выглядит в многом предпочтительнее. Что означает одно: дорогие россияне нервничают. Совершенно неудивительно: общество у нас и так изрядно невротизировано, а нынешняя пандемия, с присущим ей ковидобесием и различного рода пугалками со стороны властей и СМИ, эту невротизацию сильно подогрела. И это – факт, с которым всем (и прежде всего – властям) надо считаться.
Причем не только в части того, что происходит со сбережениями россиян.