Для кого удобна удаленка
Глава Минтруда Антон Котяков сообщает, что в России в настоящий момент официально работают удаленно почти 3,7 млн человек. Это 6,5% от общего количества кадров – и в 110 раз больше, чем год назад. Разумеется, большинство из дистанционных сотрудников сейчас можно найти в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах их число растет.
В Госдуме и Совфеде полагают, что популярность удаленной занятости и после пандемии будет только расти, поскольку она выгодна всем сторонам рабочего процесса, да и для государства хороша, так как решает проблему внутренней миграции. Так, председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов убежден, что быстроту, выгоду и удобство удаленной работы оценят работники, не тратящие время и деньги на проезд и питание в столовой либо кафе. Работодатель также экономит средства на обустройстве рабочих мест. Главное, полагает Нилов, – найти баланс интересов между работниками и работодателями.
Достаточно только продумать возможность по заключению электронных трудовых договоров – и можно даже нанимать сотрудников из других регионов, решая проблему внутренней миграции, да и в «неудобные» офисы в своем городе ездить придется реже.
Эксперты при этом отмечают и сложности, связанные с ненормированным рабочим днем и изменением зарплаты: многие руководители занижают зарплаты, обращаются к сотрудникам в любое время суток и не предоставляют компьютеры для работы.
Массовый перевод работников на удаленный режим не регулировался должным образом, поэтому в июне в Госдуму был внесен законопроект, регулирующий дистанционную и временную удаленную работу. Авторы законопроекта предлагают внести в Трудовой кодекс понятия «временная дистанционная (удаленная) работа» и «комбинированная дистанционная (удаленная) работа», что позволило бы работникам официально работать вне стационарного рабочего места. Законопроект прошел второе чтение.
Ситуацию с удаленной работой комментирует член ВКС Партии прямой демократии Тимофей Шевяков:
Сразу отмечу, что 3,5 миллиона «удаленщиков» – это цифра лишь официальная, реальная же может отличаться в разы, поскольку довольно большое количество народу работает в «серую» и в «черную». В особенности в текущем году, когда работодатели стали серьезно сокращать расходы, связанные с официальным оформлением работников.
Ратующие за развитие дистанционной работы депутаты и чиновники аккуратно обходят стороной тот факт, что практически все решения о переводе сотрудников в подобный формат работы в той или иной мере противоречат отечественному законодательству. Так, согласно статье 219 Трудового кодекса РФ, «каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда». Очевидно, что никто никаких проверок домашнего рабочего места не проводит, да и формально не имеет на это права. У нас в принципе подобная процедура законом не урегулирована. Далее, согласно статье 188 того же ТК РФ, «При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием». Это подразумевает не только компенсацию за использование собственного компьютера, оплату электроэнергии и услуг связи, но и частичную оплату квартиры – ведь условные два квадратных метра используются в рабочих целях.
Разумеется, приказы о переводе работников на удаленку эти нормы трудового права благополучно игнорировали, а трудовые договоры не перезаключались. О том, что согласно статье 312.4, «Если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе, режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению», благополучно забыли вообще все. Подчеркну – рабочий график, установленный обычным трудовым договором, в данном случае неприменим, если на то не было выражено прямого согласия работника в письменном виде. Поэтому слова депутата Нилова о том, что удаленка – это «удобнее, и быстрее, и более выгодно с точки зрения оптимизации» являются либо лукавством, либо правовой безграмотностью. Для работодателя подобный формат работы при работе в соответствии с действующим законодательством становится непреходящей головной болью по вышеописанным причинам.
Кроме того, реальная эффективность подобного формата весьма сомнительная для подавляющего большинства населения России. Необходимости отвлекаться на детей, в том числе находящихся на дистанционном обучении, домашних питомцев и родственников, можно избежать разве что имея скромную пятикомнатную квартиру или небольшой особняк. К сожалению, подобные условия обычным гражданам, в отличие от депутатов и чиновников, не всегда доступны.