Центробанк хочет оценивать риск обналичивания денег на специальной платформе
Банк России хочет расширить свои функции, чтобы проверять банковских клиентов на вероятность отмывания либо обналичивания денег. Для этого регулятор предлагает внести поправки в основной антиотмывочный закон, а также запустить специальную платформу, на которой банки смогут распределять клиентов по зонам риска.
В случае принятия законопроекта, в России появится единая межбанковская платформа ЗСК, или KYC (know your client — «знай своего клиента»). Именно на ней кредитные организации смогут оценить благонадежность компаний-клиентов. Всех клиентов планируется распределять по трем зонам, красной, желтой и зеленой, в зависимости от риска проведения сомнительных операций. В распределении будет активно участвовать и Центробанк в силу обладания информацией о характере банковских операций компаний-клиентов.
Кредитные организации будет проводить распределение на различных этапах работы с компанией-клиентом: принимая на обслуживание, получая требования о переводе и снятии средств и так далее. При понижении статуса юрлица Центробанком, кредитная организация будет выставлять и «собственную оценку» клиенту. Если банк согласится с понижающей оценкой клиента, то новый подход к компании начнут применять уже на следующий день.
По новым правилам кредитные организации смогут отказывать клиентам в проведении операций в зависимости от статуса. Если компания-клиент находится в высокорисковой красной зоне, то ей откажут в открытии новых банковских счетов и проведении любых операций. Компания даже не сможет использовать систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и Систему быстрых платежей (СБП). Ограничения коснутся и тех клиентов, которые сами не относятся к высокорисковым, но хотят перевести деньги компании из красной зоны
Для операций между низкорисковыми клиентами отказов не подразумевается. В промежуточной желтой зоне окажутся клиенты с признаками сомнительных операций.
Предполагается, что информацию о том, что компания попала в красную зону, она получит сразу же. Информацию о своем нахождении в зеленой и желтой зоне – по запросу. Отнесение в красную зону клиенту разрешено будет оспорить в течение полугода, предоставив объяснения в банк либо обратившись в межведомственную комиссию про Банке России.
По словам ЦБ, на данный момент доля клиентов в зеленой зоне составляет порядка 99%, желтой и красной – 0,3% и 0,7% соответственно.
Законопроект должен помочь в снижении нагрузки на добросовестных предпринимателей. Изменения будут внесены в ст. 4 закона «О Центральном банке» (86-ФЗ), где описываются функции регулятора, а также в основной антиотмывочный закон (115-ФЗ), чтобы переписать регламент взаимодействия ЦБ с банками при выявлении подозрительных клиентов.
Есть ли у банков ресурсы для анализа всех операций и клиентов? И чем грозит введение подобной системы? Рассказывает глава юридической службы Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Вызывает большую настороженность совокупность двух обстоятельств, которые могут чувствительно ударить по бизнесу.
Во-первых, крайне удивляет, что в большой по объему статье (самого текста законопроекта в открытом доступе пока нету) нет ни слова о судебном порядке обжалования клиентом налагаемых на него ограничений. Видимо, финальной и, по сути, единственной инстанцией для такого обжалования предполагается межведомственная комиссия при ЦБ, строго говоря, не являющаяся даже органом власти, что серьезнейшим образом ограничивает бизнес в средствах защиты своих прав и интересов.
Во-вторых, вызывает большие сомнения наличие у ЦБ ресурса для разбора в ручном режиме всех подозрительных случаев в масштабе целой страны. Скорее всего, это означает, что решения о присвоении клиентам дискриминирующих статусов будут приниматься либо преимущественно, либо даже полностью на основании автоматического анализа данных о его деятельности. И вот тут среди прочего выглядит не исключенной возможность искусственного (например, в целях недобросовестной конкуренции) создания признаков формального соответствия клиента критериям, при наличии которых он должен быть отнесен к «красной зоне» – например, путем организации массовых переводов на его счета от подозрительных оффшорных плательщиков.
Каждый из описанных факторов несет опасность для бизнеса и сам по себе – но от их совокупности уровень этой опасности не суммируется и даже не перемножается, а скорее возводится в степень. Законодатель обязан проявить компетентность и волю, чтобы исключить вероятность реализации этих рисков.