Back in USSR
Нехватку рабочих рук на российских стройках, вызванную отъездом мигрантов, надеются частично восполнить россиянками.
В следующем году жительницам России станут доступны более 30 профессий, прежде находившихся в перечне запрещенных для женщин специальностей. Сокращенная редакция данного перечня, принятого приказом Минтруда, вступает в действие с 1 января.
Женский труд по-прежнему будет запрещено использовать для ряда ремонтно-строительных работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную. Для женщин предельно допустимая физическая нагрузка составляет 10 килограммов.
Конечно, женщины не заменят мигрантов в строительной отрасли, хоть она и набирает среди них популярность. В конкурсах профессионального мастерства, которые проводят НОСТРОЙ (Ассоциация «Национальное объединение строителей) и WorldSkills, призовые места в дисциплине «Сварка», к примеру, три года подряд брали девушки. Эксперты считают, что стройка становится более высокотехнологичной, поэтому женщины могут там работать, не используя физический труд, и в некоторых видах работ даже превосходят профессиональный уровень мужчин.
Член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин – о грядущих изменениях:
Начнём с того, что сама инициатива «заменить мигрантов на россиянок» звучит несколько унизительно – причем разом и для тех, и для других. Но ладно, оставим в покое интонации: есть и вопросы по существу.
К тексту РИА прилагается ссылка на материал, в котором вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщает о том, что дефицит мигрантов на стройках страны, хоть и является проблемой для отрасли, позволил повысить производительность труда. Что подтверждает крайне банальный факт: в основном мигранты заняты малопроизводительным, малоквалифицированным и просто тяжелым трудом (преимущественно физическим). Хотят ли занять такого рода освобождающиеся вакансии наши женщины – большой вопрос. Судя по комментариям экспертов, речь идёт о каких-то других сегментах рынка труда. Скажем, упоминаемая в статье профессия сварщика однозначно относится к высококвалифицированным (и, кстати, довольно высокооплачиваемым). Так что, как минимум на уровне пожеланий россиянок, речь идёт о совершенно не тех рабочих местах, которые освобождают уезжающие на родину мигранты.
Впрочем, оставим подобные странности на совести экспертов. В целом у многих женщин действительно присутствует желание осваивать «традиционно мужские профессии», это подтверждает и мартовское исследование «Известий».
Всё замечательно, феминистки могут быть довольны? Возможно, но есть нюанс. Дело в том, что такого рода «победа феминизма» в нашей стране уже была. Когда? А при нелюбимой многими советской власти. Уже в 50‑е женщины, наравне с мужчинами, принимали участие в укладке асфальта («Ну а кто сейчас в Москве укладывает асфальт – вы все наверняка знаете», – язвительно добавляет рассказчик) и даже шпал, а среди дворников и вовсе составляли как бы не большинство. Не говоря уже о такой профессии, как монтёры трамвайных путей, которая остаётся преимущественно женской и по сию пору.
В общем, один из типичных архетипов советской женщины, неоднократно воспетый в литературе: «Началось с того, что бригада строительных рабочих (если выражаться проще, просто три бабы в оранжевых безрукавках, вроде тех, что вечно долбят ломами какую-то наледь на обочинах дорог) получила очень странное распоряжение на бланке мэрии» (В. Пелевин).
То есть, не то, чтобы совсем строительство (хотя чего стоили хотя бы девушки-крановщицы), скорее городское хозяйство: дороги, трамвайные пути и прочее ЖКХ. Сегмент более чем характерный для того, чем сегодня (или уже вчера?) занимаются мигранты. Другой вопрос, что именно исчезновение с улиц «баб в оранжевых безрукавках» в своё время подавалось как выдающееся достижение «молодой демократии». Хотим ли мы возврата в СССР, в такой вот конкретной форме?