В Великобритании обнаружили новый штамм коронавируса
Мутировавший вариант коронавируса был выявлен в Великобритании в сентябре, но широко распространяться стал с середины ноября. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что, помимо Британии, новый тип COVID-19 был найден также в Нидерландах, Дании и Австралии. Также о выявлении в стране нового штамма сообщили власти ЮАР и Италии.
Глава британского правительства Борис Джонсон заявил, что новый штамм коронавируса на 70% более заразен, чем первоначальный вариант, и распространяется по Соединенному Королевству гораздо быстрее обычного.
Как следствие, в Лондоне и регионах на юго-востоке Англии был введен полный локдаун с запретом перемещений, также об ужесточении мер объявили власти Шотландии и Уэльса, в то время как ряд стран объявил о приостановке транспортного сообщения с Великобританией.
Ситуацию комментирует генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов:
Происходящее в последние дни в миниатюре, но очень наглядно демонстрирует всю реакцию общества, государства и медицины на коронавирус.
Начну с плохой новости: сдержать новый штамм уже не удастся, ВОЗ сообщает, что он был обнаружен в Нидерландах, Дании и Австралии, то есть его распространение уже точно не ограничивается Британией.
Здесь мы видим, что при всех возможностях современной науки – она не всесильна и не мгновенна. Штамм был впервые зарегистрирован в Британии в октябре, в пробе, взятой ещё в сентябре, то есть три месяца назад. Всё это время он свободно распространялся, и собственно новость о его более высокой заразности – есть следствие этого распространения: новый штамм стали обнаруживать всё в большем числе мест. К сожалению, это пока что единственный способ определить реальные эпидемиологические свойства штамма. Поглядеть на вирус в микроскоп – или даже секвенировать его РНК – и назвать его свойства мы не можем и не сможем ещё много десятилетий, поэтому здесь человечество выступает по сути в роли пассивного наблюдателя.
При этом чиновники по всему миру начали принимать жёсткие, но скорее всего совершенно бессмысленные в силу вышесказанного меры по «сдерживанию распространения». Эффективность их скорее всего окажется такая же, как и весной: за следующие 2–3 месяца новый штамм будет разнесён по всему миру. Но – чиновник не должен рефлексировать, он должен принимать меры. Какие и зачем – вопрос для чиновника второстепенный (вспоминаем хотя бы уникальный московский опыт принуждения населения к ношению перчаток – чего делать прямо не рекомендует примерно весь остальной мир, включая ВОЗ).
Хорошая новость: на эффективность вакцинации новый штамм повлиять не должен. Дело в том, что в качестве иммунного ответа на вирусный белок организм производит целый спектр антител, цепляющихся к различными частям этого белка и нарушающим его работу. Новый штамм отличается всего 17 мутациями – этого слишком мало, чтобы ничто из полученного при вакцинации за него не зацепилось. Возможна какая-то коррекция в эффективности вакцин (причём как в плюс, так и в минус), но не более того.
Есть вероятность, что с конкретным штаммом перестанут работать искусственные коктейли моноклональных и даже поликлональных антител (такими лечили, например, Дональда Трампа), но их эффективность в любом случае до сих пор не подтверждена, и массово они не используются.
Интересная новость: правительство Британии уже заявило, что жёсткий локдаун теперь имеет все шансы растянуться на месяцы, до массовой вакцинации населения.
Британия при этом заключила предварительные соглашения о поставке вакцин на 100 млн. доз с AstraZeneca (показала эффективность всего 62 %), 60 млн. доз Valneva SE (находится на фазе I/II клинических испытаний), 60 млн. доз Novavax (только-только начала фазу III КИ), 40 млн. доз Pfizer и 10 млн. доз Moderna.
Как нетрудно заметить, красиво это выглядит лишь на бумаге: из пяти вакцин гарантию действенности имеют лишь две, позволяющие привить 25 млн. человек (по две дозы на человека), при этом обе производятся американскими компаниями – и как сейчас сложится ситуация с их поставками, неизвестно.
Интересно же в свете этого выглядит недавнее сообщение об испытаниях комбинированной вакцины AstraZeneca и Центра Гамалеи (Спутник V) – если в нём удастся поднять эффективность оригинальной вакцины до сравнимых с конкурентами 90 %, то мы имеем все шансы увидеть триумфальный выход Центра Гамалеи на международный рынок.
Член ВКС Партии Борис Чигидин рассуждает о необходимости транспортной изоляции Британии:
Если на мутировавшую версию коронавируса уже действительно приходится несколько десятков процентов всех заражений в Лондоне, пользы от закрытия, тем более частичного, транспортного сообщения – примерно как от лечения бешенства ампутацией укушенной конечности, когда уже появились симптомы.
Этот образ использован не потому, что все плохо: цена на золото, лучший индикатор настоящих катастроф, за выходные выросла на считанные доллары за унцию. Он уместен скорее потому, что саму по себе транспортную изоляцию Великобритании, заведомо запоздалую и бесполезную, сложно назвать иначе чем массовым беснованием – но только если оценивать ее с чисто эпидемиологических позиций.
Если же допустить, что перед нами просто очередной такт торгов по определению окончательных условий брекзита (а соответствующие переговоры, отведенное для которых время истекает, движутся очень туго), то изобретательности ЕС остается поаплодировать. А над державами типа Саудовской Аравии, полностью закрывшими границы в порядке очевидного карго-культа, будет в самый раз посмеяться.
И если России присоединяться к мерам, принятым многими европейскими странами, то цель такого присоединения может быть только педагогической. Может, повоспитывать самого партнера. Может, известную часть граждан, живущих на две страны. Может, и тех и других. Но никаких иллюзий эпидемиологического содержания здесь точно быть не должно – слова «поздно» вполне достаточно, чтобы не вдаваться ни в какие иные детали.