Как пресса смертями манипулирует
Недавно Meduza опубликовала материал под заголовком «Теперь почти официально: Россия на первом месте по числу жертв коронавируса на душу населения. Это результат действий властей летом 2020 года», авторы которого приходят к выводам, что Россия «в 2020 году заняла второе (после США) место по числу жертв коронавируса и вошла в пятерку самых пострадавших из расчета на душу населения» и что «смертей от коронавируса в 2020 году было в 6,3 раза больше, чем 57 тысяч, о которых официально говорили власти».
Противоречия в выводах авторов материала комментирует член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Даже беглое (без выверки каждой цифры в лупу) знакомство с материалом «Медузы» показывает, что в нем имеется не менее десятка грубых однонаправленных манипуляций, вполне характерных для пропагандистского ресурса. Остановлюсь на двух из них: величине избыточной смертности (завышена на добрую четверть) и ее причинах (сведены к коронавирусу полностью).
Существо первой манипуляции: учет демографических итогов не 2020 года в целом, а его удобной части, начиная с апреля. Аномально теплая зима 2019/2020 повлекла, как и всегда в таких случаях, существенное падение смертности, которое за январь-март составило почти 4 процента к 2019 году (смертность в начале которого в свою очередь была еще на несколько процентов ниже, чем средняя за январь-март предшествующих ему лет).
Феномены выраженной (месячный разброс в течение года может приближаться к 20%) сезонности смертности в России в целом и прямой ее зависимости от температур холодного сезона в частности известны демографам давно. Важно учесть, что колебания смертности вслед за зимней температурой происходят почти исключительно за счет самой ослабленной части населения, срок дожития у которой в среднем исчисляется не годами, а месяцами: те, кто пережил теплую зиму, но не пережил бы холодную, с большой вероятностью умирают в том же календарном году по причинам, в которых не виноваты ни сам по себе коронавирус, ни даже режим.
И если, руководствуясь сказанным, применить оговоренную «Медузой» методику (то есть найти превышение смертности в 2020 году над средним за предыдущие пять лет, взятым мной по данным о населении России из Wikipedia к целому году, а не к его огрызку), то получим избыточную смертность не в насчитанной «Медузой» сумме 358 тысяч человек, а менее 274 тысяч.
Существо второй манипуляции: перенос на страну в целом структуры московской смертности по причинам смерти. Если, утверждает «Медуза», в Москве с ее заведомой полнотой статистики коронавирусной смертности вся избыточная смертность прошлого года имела место либо от коронавируса, либо в крайнем случае с ним, значит, и по всей стране то же самое.
Этот тезис равносилен утверждению «Раз Москве удалось полностью сохранить доступность медицины общего назначения и тем самым – не допустить увеличения смертности от остальных причин, значит, это же удалось и всей России». Это утверждение с очевидностью ложно: запас прочности московского здравоохранения, к сожалению, невозможно сравнить с таковым в среднем по стране. Поэтому не оставить без помощи коронавирусных больных в целом удалось, но удалось, увы, именно ценой существенного сокращения объема плановой медпомощи. Доля последствий этого сокращения в общих цифрах сверхсмертности требует обязательного и тщательного изучения с непременными практическими выводами на будущее. Но постулировать по-медузьи, что именно с эпидемией в России справились хуже всех, можно лишь вооружившись сквозной для этого ресурса установкой «генералы предали, штык в землю, в плену накормят».
…Рост смертности, и весьма серьезный, в стране так или иначе есть? Да, несомненно, и отношение общества к этой проблеме мы уже пытались осмыслить ранее. К данным тогда оценкам можно лишь добавить, что сравнительные итоги борьбы с пандемией можно будет подвести лишь по ее окончании. И ключевыми факторами для оценки этих итогов в разрезе каждой страны будут совокупность изменения общей смертности по отношению к единой для всех базе отсчета и динамики ключевых экономических показателей (одним ВВП тут будет не ограничиться).