Есть ли смысл в ужесточении мер по борьбе с коронавирусом
В немецкой столице на этой неделе вступили в силу новые карантинные меры: согласно принятым в выходные распоряжениям, в столице разрешается посещать некоторые заведения только при наличии отрицательного теста на COVID-19. При этом результат ПЦР ‑теста должен быть не просто «свежим», а «сегодняшним».
Открытыми посещения без сдачи тестов берлинцам оставили продуктовые магазины, аптеки и оптики, заправки, книжные и автомастерские. Но вот для непродовольственных магазинов, музеев либо парикмахерских и других заведений в области персонального ухода требуется предварительная запись и наличие отрицательного результата теста на COVID-19. Впрочем, заведения сферы досуга (театры, кинотеатры, концертные площадки, сауны, парки развлечений, казино и прочие) в Берлине всё равно закрыты.
Ранее в марте подобное правило о наличии отрицательного теста для посещения непродовольственных магазинов ввели в Вене и двух восточных австрийских провинциях.
Об эффективности подобных мер рассуждает генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов:
У меня всё больше и больше крепнет ощущение, что власти многих европейских стран живут в парадигме, знакомой менеджеру любой крупной корпорации: неважно, что заранее понятно – предлагаемые действия не дадут никакого положительного результата, но ведь нельзя же ничего не делать! Объяснить бездействие – сложнее, чем приписать бессмысленным действиям воображаемую осмысленность.
Почему именно ужесточение мер по борьбе с коронавирусом – да, власти называют это «послаблением», но смену одного безумного порядка посещения магазинов (по предварительной записи по телефону) на другой (без записи, но с предъявлением свежей справки) мне трудно считать таковым – не имеет смысла?
Пандемии уже больше года. За это время было набрано достаточно данных, чтобы делать первые выводы об эффективности ограничительных мер.
Вот, скажем, препринт для The Lancet – «Empirical Assessment of Mandatory Stay-at-Home and Business Closure Effects on the Spread of COVID-19», январь 2021. Авторы сравнивают эффект мягких (less restrictive, lrNPI) и жёстких (more restrictive, mrNPI) ограничительных мер – и приходят к удивительному выводу: мягкие меры дают результат, но более жёсткие меры не дают большего результата! Восемь стран, начальная стадия пандемии.
Совсем свежая небольшая статья: «Lockdown fatigue: The declining effectiveness of lockdowns», 30 марта 2021. 152 страны, оценка динамики эффективности вводимых мер. И опять удивительный факт: ограничительные меры эффективны на начальном этапе, но спустя 120 дней их результативность начинает угасать – причём это угасание не удаётся объяснить, например, усталостью населения и игнорированием запретительных мер.
Так почему же, несмотря на всё больший объём данных о том, что запретительные меры лишь ограниченно эффективны, что дальше определённой точки они уже не влияют на реальный ход пандемии, власти начинают тасовать их, вводя и отменяя, а ещё хуже – придумывая новые меры, всё более и более странные?
Потому что нельзя вот так просто взять и ничего не делать. Даже если ничего не делать – это лучшая стратегия.
И не могу не отметить, что на фоне этого действия российских властей, год назад казавшиеся паническими и несогласованными, начинают выглядеть всё более разумными.