Зарубежные компании получают данные от российских предустановленных предложений?
Эксперты АНО «Информационная культура» обнаружили, что закон об обязательной предустановке отечественного софта на смартфоны и планшеты может привести к тому, что данные пользователей будут передаваться за рубеж для улучшения таргетирования рекламы крупными корпорациями.
Изучив скрытые возможности предложений, эксперты выяснили, что все обязательные приложения содержат также и аналитические трекеры, собирающие сведения о пользователях и передающие их за рубеж. Встроенных механизмов слежки не оказалось только в приложении платежной системы «Мир», у всех остальных приложений были обнаружены аналитические механизмы Google AdMob, Facebook Ads либо иных компаний.
Если раньше пользователь сам решал, устанавливать ли ему приложения с подобным функционалом или нет, то сейчас власти, распорядившись о предустановке этих приложений, по сути, решают за человека, что он согласен на передачу данных третьим лицам в других странах.
Представители Минцифры заявляют, что на произведенную после 1 апреля 2021 года технику предустанавливаются стандартные версии приложений, которые должны соответствовать требованиям операционной системы смартфона, в том числе и в части безопасности и защиты персональных данных.
Согласно комментариям от разработчиков предустанавливаемых отечественных приложений, использование трекеров является стандартным для приложений, а данные передаются только в анонимизированном виде, притом в меньшем объеме, чем используют сами мобильные операционные системы.
Ситуацию с трекерами комментирует член ВКС Партии прямой демократии Сергей Нестерович:
Понятно, когда гиганты разработки софта прокалываются в подобной ситуации. Дело с обязательной предустановкой софта на смартфоны новое, технологические цепочки приходится менять прямо на ходу… ну прокололись, исправили бы ошибку вместо тупого отрицания факта.
Менее понятна позиция Минцифры, которое занялось публичным враньем, прикрывая чужие ошибки.
Впрочем, объяснение этому странному поведению, конечно, имеется. Кампания по обязательной предустановке отечественного ПО на смартфоны проводится под управлением Министерства, и если по результатам выяснится, что законодательство о защите персональных данных нарушено, то ситуация окажется для Минцифры насквозь неудобной.
Полагаю, что этот кейс – это прежде всего история о необходимости изменения российской управленческой культуры. Сейчас за такую ошибку никого в лагерь не отправят и даже с работы не снимут. Менеджерам, ведущим крайне сложные процессы, нужно научиться публично признавать ошибки, и принимать меры к их исправлению, вместо того чтобы упираться рогом и отрицать очевидное.
А обществу необходимо такое изменение поддержать. Цена сохранения старого порядка действий в таких ситуациях слишком высока.