Zoom приостанавливает продажи лицензий российским госучреждениям
IT-дирекция «Высшей школы экономики» сообщила, что компания Zoom Video Communications отказала в продлении услуг и ограничила пользование своим программным обеспечением для российских компаний с госучастием. В дирекции ВШЭ полагают, что проблема затронет в том числе и другие вузы, которые не смогут больше пользоваться корпоративной лицензией в Zoom.
Представители НИУ ВШЭ провели переговоры с эксклюзивным представителем Zoom Video Communications в России – ООО «Райтконф», но в продлении действия услуг им отказали.
В данный момент головной офис компании Zoom Video Communications в США проводит проверку и сможет обнародовать какие-либо выводы лишь после ее окончания.
О ситуации рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Сергей Нестерович:
Сдается мне, что компания Zoom Video Communications пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Вряд ли у российских дистрибьюторов этой компании есть техническая возможность, и, главное, мотив устраивать себе проблемы с госзаказчиками, отключая ранее оплаченные лицензии – а ведь именно это, судя по разъяснениям на сайте ВШЭ, и произошло.
Zoom – это не первая и, возможно, не последняя американская компания, которая оказывается в такой ситуации и предпринимает рестриктивные по отношению к российским потребителям действия вне обязательных для нее санкций. Считаю, что это как раз тот случай, когда российское государство просто обязано сделать все, чтобы последствия таких не полностью продуманных ограничений оказались для нечестных поставщиков максимально болезненными.
Решение компании не сотрудничать с российскими организациями также комментирует генеральный секретарь Партии Олег Артамонов:
С одной стороны, заявления всех причастных к новости крайне невнятны – то ли запретил, то ли нет, кто-то что-то уточняет, никто ничего не понимает. Это достаточно типовая история для западных компаний, работающих в России: менеджмент, которому иногда лень разбираться в деталях (да, такое даже в крупных корпорация бывает регулярно!), рубит с плеча.
Например, занимающиеся электроникой помнят недавнюю многомесячную историю с запретом на продажу компонентов Texas Instruments, даже самых невинных ширпотребных операционных усилителей по двадцать рублей штука, в розницу физлицам. Юрлицам – можно, после подписания шаблонной бумажки «обязуюсь не использовать в военной отрасли», физлицам – нет, компоненты просто пропали из магазинов. Потом – так же внезапно вернулись.
Что это было и чем было обусловлено такое решение – никто не понял, ни один другой поставщик, включая компании из США, так не делал.
Поэтому – с одной стороны, стоит подождать, пока кто-нибудь из участников сформирует внятную официальную позицию.
С другой – даже если сейчас всё разрешится благополучно, необходимо помнить: в современную информационную эпоху банальное отключение целой страны от того или иного сервиса может быть осуществлено с небывалой лёгкостью, как технически, так и юридически («частная компания имеет право»), и к этому тоже надо быть готовым. Готовым на деле, а не на уровне освоения бюджетов на разработку очередного «импортозамещающего аналога» в предположении, что он никогда не понадобится.
Увы. Понадобится.