Россияне распробовали еду по доставке
Для кафе и ресторанов 2020 год оказался непростым, но вот интернет-продажи еды выросли в четыре раза, сообщают «Известия». Согласно исследованию Tinkoff Data, малые предприятия смогли быстрее адаптироваться к изменениям, а спрос на доставку готовых блюд и продуктов продолжил расти даже после снятия ограничительных мер. Получается, что малый бизнес успешно конкурирует с крупными торговыми сетями.
Так, за 2020 год только 13млн клиентов «Тинькофф» заказали поставки готовой еды и рационов более чем на 3 млрд рублей, увеличив сумму в сравнении с 2019 в четыре раза (на 2,3 млрд рублей). Весь рынок e‑grocery за прошлый год вырос в 3,5 раза, до 155 млрд рублей.
Аналитики отмечают сильное увеличение оборотов игроков рынка доставки в апреле-мае и в декабре 2020 года, когда люди либо находились в самоизоляции, либо готовились к праздникам. С апреля 2020 обороты сервисов доставки еды и продуктов питания выросли почти в два раза (то есть на 94%). Доставка прекратилась из события в повседневный момент, отношение и потребительское поведение изменились довольно массово. Подключиться к доставке и наладить логистику малый бизнес сейчас может весьма быстро, но в столицах конкуренция с крупными службами доставки для владельцев небольших бизнесов чаще оказывается проигрышной, чем в регионах.
На данный момент рынок доставки еды в России составляет только 1% от всего оборота продуктового ритейла, так что ему есть, куда расти: для примера, в США он достигает 7%, а в Южной Корее – около 17%.
Аналитики прогнозируют рост рынка доставки продуктов по итогам 2021 года до 250 млрд рублей, то есть примерно в два раза. Член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин считает, что в цифры вкрались неточности:
Начну с довольно очевидного минуса исследования (точнее, статьи в Известиях): крайне странная ситуация с цифрами. Чтобы далеко не ходить, начнём прямо с подводки: «рынок может увеличиться до 250 млрд рублей в 2021‑м, полагают эксперты». Но позвольте, ниже мы видим таблицу по итогам рынка-2020, где только первые шесть позиций в сумме уже дают 300 млрд. Опять-таки, в таблице мы не видим, к примеру, Ленту – которая, судя по цифрам, приведённым в статье, однозначно должна там быть.
Но всё это детали. Главное – и верное по существу – то довольно очевидное обстоятельство, что рынок доставки продовольствия уже вышел на новый уровень. «Очевидное», заметим, в самом прямом смысле: количество велокурьеров с рюкзаками и в жилетах жёлтого и зелёного цвета (фирменные цвета два крупных доставщиков еды), к примеру, выросло за год в разы, буквально на наших глазах. И да, очевидно, что рост продолжится и далее, уже без привязки к несколько истерическому всплеску спроса времён максимальной невротизации и к ограничениям периода локдауна.
Здесь, наверное, можно говорить о качественном изменении потребительского поведения: россияне, так сказать, «распробовали» еду по доставке – и нашли её весьма удобной. Зачем тратить время на поездку в популярный дискаунтер и длительные прогулки по нему с тележкой, если можно за полчаса выбрать всё на сайте и спокойно ждать курьера? Тем более, ждать недолго: доставщики и сборщики быстро вышли из ступора, усилили логистику – и ситуацию прошлой весны, когда выполнения заказа можно было прождать несколько дней, можно считать забытой.
Так что рынок однозначно будет расти: тем более, что потенциал тут, как резонно отмечается в статье, огромный (это показывает и сравнение доли данного сегмента рынка в России и в других странах). И это, наверное, хорошо.
Единственное, что выглядит не столь радужным – это положение малого бизнеса, о прекрасных перспективах которого рапортуют авторы статьи. Пока что налицо скорее успехи крупных и сверхкрупных игроков, отрасль, так сказать, «олигополизируется». Что до «малышей», то что-то подсказывает нам: для МСБ на этом рынке останутся, как водится, только ниши, причём не очень большие. Как, собственно, и «большом» продуктовом ритейле.
Что, конечно, едва ли волнует рядового потребителя. Но с точки зрения макроэкономической ситуации в стране далеко не столь хорошо.