Отходы – в доходы!
Штрафы за выбросы в атмосферу пополнят бюджет
Законопроект об административной ответственности за несоблюдение нормативов по квотированию выбросов вредных веществ в атмосферу будет разработан по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко. Минфин, Минэкономразвития и Росприроднадзор должны продумать наказания для компаний и индивидуальных предпринимателей из 12 городов, участвующих в проекте «Чистый воздух». Штрафовать планируют тех, кто не выполнит целей по снижению выбросов на 20%, установленных законом «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ». Также предусмотрено и приостановление деятельности.
На предприятия возлагается обязанность разработать планы мероприятий по достижению установленных квот выбросов и согласовывать их с Минприроды. После истечения сроков соглашений по реализации данных мероприятий Росприроднадзор будет проверять, как же выполняются работы по снижению выбросов и очистке воздуха.
На данный момент было заключено 33 соглашения на 473,5 млрд руб. между Минприроды, Росприроднадзором, правительствами регионов и предприятиями, ожидается заключение еще 11.
О поручении вице-премьера и об эксперименте рассказывает член экспертного совета Партии прямой демократии Евгений Русак:
Вице-премьер Виктория Абрамченко стремительно поручила Минфину, Минэкономразвития и Росприроднадзору до 30 октября 2021 года разработать законопроект об административной ответственности за несоблюдение нормативов по квотированию выбросов вредных веществ в атмосферу в 12 промышленных центрах, участвующих в проекте «Чистый воздух». Возможно, эта инициатива и останется совершенно незамеченной на фоне дебатов антипрививочников. Я не ожидаю от законопроекта каких-то невероятных решений, ведь речь идет лишь об административном наказании для тех компаний и индивидуальных предпринимателей, кто не выполнит целей по снижению выбросов на 20%.
Сам эксперимент – довольно странная история. Он был запущен 1 января 2020 года и проводится по 31 декабря 2024 года в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. Тогда же было решено потратить на эти благие цели аж 500 миллиардов рублей, из которых чуть больше 100 миллиардов из бюджета. Всё это предполагает, что 487 объектов на территории 12 городов, в том числе предприятия, частный сектор и транспортная инфраструктура снизят объем вредных выбросов на 20% к 2024 году. Что особенно забавно, в первоначальной версии документа никакой ответственности за невыполнение взятых на себя обязательств предусмотрено не было.
Да, эксперимент запустили (кстати, текст документа, особенно та часть, где речь идет о снижении выбросов, очень дельная), и 1 января 2020 года все аплодировали стоя, предвкушая, что вот теперь-то всё развернется и начнет работать как надо. Но случилось непредсказуемое. Несмотря на ожидания, что локдаун выступит катализатором снижения выбросов, 2020 год побил все рекорды по уровню загрязнения атмосферы в российских регионах за последние 16 лет. Вгоняя в невероятное смущение всех аналитиков и предсказателей, именно в год запуска эксперимента «Чистый воздух» было зафиксировано рекордное количество случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха. А после весеннего локдауна в большинстве регионов рост числа фиксируемых загрязнений не то, что ускорился, а просто взлетел: число ядовитых выбросов в атмосферу за девять месяцев с начала года на треть превысило максимум десятилетней давности, а по сравнению с 2019 годом количество загрязнений подскочило в три раза.
Поясним, что под высоким загрязнением понимается содержание в атмосферном воздухе одного или нескольких веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию в десять и более раз, а экстремально высокое загрязнение – превышение максимальной разовой предельно допустимой концентрации веществ в 20–29 раз при сохранении этого уровня более двух суток, либо в 30–49 раз при сохранении этого уровня от восьми часов и более, либо в 50 и более раз при разовой фиксации. В результате, в официальных бумагах появилась цифра, что за три квартала 2020 года зафиксировано 171 случай высокого и экстремально высокого заражения атмосферы, при том, что за весь 2019 – 61 такой случай. Все забили тревогу и стали требовать введения наказаний, коль уж ситуация, по мнению многих, катится в пропасть и надо срочно насаждать ответственность за введение новых систем очистки.
По нашему мнению, дело обстоит не совсем так. Во-первых, большинство экстремальных выбросов происходили не из-за плохой работы систем очистки, а в результате крупных аварий, на которые две тысячи двадцатый оказался удивительно богат. Вспомните только январский пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Ухте, пожар в поселке Яицкое в мае, прорыв газопровода в поселке Верхняя Подстепновка, возгорание на Сызранском НПЗ, пожар на складе полиэтиленовой и лакокрасочной продукции в Самаре, лесные пожары в Ташлинском и Первомайском районах Оренбургской области, разлив 100 литров азотной кислоты на территории Ижевского механического завода в Удмуртии, пожар на складе лакокрасочной продукции в Нижнем Новгороде… Этот список можно продолжать. Каждый из случаев сопровождался выбросом такой силы, что он дал годовой максимум на много лет вперед. Так что, первое, на что стоит обратить внимание в программе «Чистый воздух» – это на обновление систем пожаротушения и безопасности. Половина противопожарного оборудования, используемого на предприятиях, была изготовлена почти кустарным способом, а потом «дозаправлена» народными умельцами за гаражами и, уж, конечно, никогда не проходила сертификацию на полигонах МЧС и не способна потушить даже пару бревен. Стоит ли удивляться, что даже небольшой пожар, вспыхнувший на любом предприятии, перерастет в крупный и даст огромный выброс?
Во-вторых, многие эксперты отмечают, что, возможно, крупного скачка выбросов и не было, а просто в рамках программы «Чистый воздух» замеры стали проводиться тщательней, регулярней и всюду. Поэтому, фиксация идет не как в 2010 (который был рекордным по выбросам до этого) и даже не как в тот самый 2019, с которым теперь все сравнивают 2020 и фиксируются все выбросы, что позволяет их квалифицировать и дать четкую картину ситуации.
То есть, в принципе, эксперимент движется неплохо.
Нам бы только хотелось спросить у тех людей, которые его запускали: скажите, вот предприятия улучшат системы фильтрации и очистки того, что они выбрасывают в атмосферу, а дальше что? Куда они будут девать эти отходы? Систем переработки такого вида отходов у нас крайне мало и они, мягко говоря, давно устарели. То есть, опять полигоны? Или как? Когда очередь дойдет до эксперимента «Чистая вода» и «Чистая земля», тогда и будем думать?