Не своим «Голосом»
Эксперты сомневаются в данных о количестве лишенных права быть избранными
Недавно движение «Голос»*, признанное в России иностранным агентом, заявило, что не менее девяти миллионов россиян (около 8% избирателей) лишены права избираться в органы власти. Авторы доклада полагают, что именно столько людей в стране имеют двойное гражданство, вид на жительство за рубежом, судимость либо не могут быть допущены к выборам по статьям об экстремизме (в начале июня президентом был подписан закон о временном запрете на участие в выборах любых уровней для лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций либо финансировавших их).
По мнению экспертов, данный доклад не является объективным, его цель – провокация и делигитимизация российских выборов. Ряд политологов отметил, что об объективности в тексте речи не идет, отсутствуют сравнения с опытом других стран. С ними соглашается член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин, поясняющий, что не так с докладом «Голоса»*:
Самая характерная особенность изобилующего цифирью «доклада» – полное отсутствие пруфов. Вернее, ссылки по тексту есть, но только в той его части (занимающей более половины объема), где в красках изложены истории шести людей с хорошими лицами, лишенных пассивного избирательного права в связи с административным или уголовным наказанием, и еще 75 человек, у которых этот исход с большой вероятностью впереди. Везде же, где речь идет о тысячах, сотнях тысяч и миллионах (в этом смысле особенно прекрасен пассаж «не менее 9 млн человек, а скорее всего – существенно (!) больше»), авторам предлагается поверить на слово.
В том числе в отношении подавляющего, по версии доклада, большинства «лишенцев», к которому авторы относят лиц с двойным гражданством или иностранным видом на жительство. В 2015 году, утверждают авторы, ФМС оценила количество граждан данной категории в 6 миллионов. По вопросу, имела ли место такая оценка, авторам предлагается просто поверить. Вопроса, может ли она быть правдоподобна хоть сколько-нибудь, в «докладе» не поднимается в принципе. В том же абзаце, правда, приводятся две альтернативные оценки тоже якобы от органов власти – 1 млн и 0,5 млн – но в общий счет идут 6 млн. Потому что завет не меняется годами: не надо рефлексировать, надо распространять как посчитано. Не забыв сделать оговорку, что скорее всего – еще существенно больше.
Другой пример. В большой таблице осужденных в 2010–2020 годах за преступления средней тяжести содержится неизвестно по каким источникам выведенное число свыше миллиона человек (из них более 700 тысяч – за кражи). «Потолок» за преступления средней тяжести – 5 лет лишения свободы, фактически по верхнему пределу осуждаются весьма немногие, а десятки процентов осужденных получают наказание, не связанное с лишением свободы. Вспоминаем, что у такой категории осужденных судимость погашается через год (а у условно осужденных – по истечении испытательного срока, а у осужденных реально – по истечении срока фактического). Прибавляем 5 лет, в течение которых после снятия или погашения судимости сохраняется поражение в пассивном избирательном праве. Видим, что по меньшей мере от четверти до трети обсуждаемого миллиона с лишним человек к моменту публикации «доклада» никаких ограничений иметь уже не могли. Сделана ли на это поправка в тексте? Разумеется, нет. Потому что… смотри абзацем выше, почему.
Но при всем том, что «исследование» выполнено на уровне, который в мои студенческие годы не был бы засчитан даже за реферат, не говоря уже о курсовой, охаживать исследователей по сусалам все равно необходимо. Потому что навык критического разбора объемных текстов присущ, увы, очень не каждому, а значит, текст, не подвергнутый такому разбору, имеет шансы прыгнуть в мозг довольно многим. В чем интерес зарубежных друзей и партнеров, финансирующих «Голос»*, несомненно, и заключается.
* Движение «Голос» включено Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.