Рецепты русского маркетинга
Как «ВкусВилл» испортил рекламное блюдо дважды за неделю
Сеть магазинов «ВкусВилл» выложила статью о своих клиентах. В материале из раздела «Школа потребителя» компания попыталась рассказать о том, какие разные у клиентов семьи: у кого-то нет детей, у кого-то их много, а в одной семье в наличии невеста у девушки. По словам управляющего фабрикой контента сети «ВкусВилл» Романа Полякова, цели ЛГБТ-отношения у компании не стояло, но за соответствие «ценностям разнообразия» героинь «с удовольствием включили в публикацию и на сайте, и в соцсетях».
Разумеется, материал вызвал шквал негативных комментариев, а героини начали получать угрозы. После полученной критики в «ВкусВилл» принял решение убрать статью и принести довольно странно сформулированные извинения: «На этом месте была статья, которая больно задела чувства большого числа наших покупателей, сотрудников, партнеров и поставщиков. Мы сожалеем, что так получилось, и считаем эту публикацию своей ошибкой, ставшей проявлением непрофессионализма отдельных сотрудников», — сказано в выпущенном компанией сообщении. Извинения принесены от имени руководства компании их подписали основатель Андрей Кривенко, управляющий информацией Валерий Разгуляев, управляющая единой концепцией Алена Несифорова и другие.
Как данная ситуация связана с прямой демократией? Рассказывает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
Все развитие скандала недели – от победоносных комментариев SMM-щиков «ВкусВилла» в соцсетях в духе «вам это может не нравиться сколько угодно, наше мнение от этого не поменяется» до униженных извинений топ-менеджмента – можно и нужно рассматривать как частный случай проявления прямой демократии. Треть века назад в нашем дворе эти проявления описывали так: если ты плюнешь на коллектив, коллектив утрется. Но если коллектив плюнет на тебя, то ты утонешь.
Один полюс – маргинальное, агрессивное, крикливое меньшинство («гомосексуальная пропаганда» – далеко не единственный его маркер, «этическое веганство» в этом смысле характерно ничуть не менее). Другой – мы, народ. Одни, несмотря на свое следовое количество (или, скорее, именно поэтому), предельно сплочены. У других, в силу опять-таки их количества, инерция покоя огромна, но, если эту инерцию преодолеть, мало не покажется никому. Для капитуляции «ВкусВилла» хватило буквально считанных дней, а если бы извинений не последовало, массовая реакция продолжала бы расти и дальше. И только по одному этому моменту можно судить о силе, которую несет в себе рассерженное или просто самоорганизованное по любому важному для себя критерию большинство, и которая будет тем конструктивнее и полезнее, чем в большей степени прямая демократия будет входить в нашу повседневность формально-юридически.
Самым, наверное, грубым просчетом инициаторов провокации и самым очевидным признаком их профнепригодности является имплицитная гипотеза, что аудитория «ВкусВилла» в массе своей возвышена и утончена, и поэтому в нее провокация зайдет на ура, а остальные пусть бесятся. Можно допустить, что в целом благосостояние этой аудитории несколько выше среднего – но из этого никак не следует, что данные десятки процентов общества массово и радостно понесутся приветствовать попытку манифестации ценностей, являющихся якорными для единиц процентов, если не долей процента. И когда топы «ВкусВилла» в своем коллективном извинении говорят про непрофессионализм отдельных сотрудников, кажется, что не в последнюю очередь они имели в виду именно этот аспект.
Мораль попробую вывести на языке бизнеса. Если ты работаешь в рознице, тем более крупной, тем более федеральной, грубой ошибкой будет доверять маркетинг, пиар и СММ адептам какого угодно маргинального меньшинства – от феминизма до непримиримой оппозиции. Рано или поздно, но с общей вероятностью, стремящейся к единице, такие кадры уверуют, что должность и полномочия даны им не для выполнения прямых обязанностей, а для продвижения собственной повесточки. Последствия для работодателя всегда будут одними и теми же, вопрос только в их масштабе.
К Борису присоединяется генеральный секретарь ППД Олег Артамонов, рассказывая нашим читателям про настоящее понятие «окна Овертона»:
История со «ВкусВиллом» – это, конечно, не великая битва борьбы со злом, как её пытаются представить обе активно задействованные стороны, а просто случай двойного (sic!) дичайшего непрофессионализма пиарщиков.
Пиарщик – вообще говоря, существо сугубо несамостоятельное, причём подчиняется он не своему начальству, в первую очередь, а вкусам и привычкам целевой аудитории. Он не имеет права даже промахнуться мимо этих вкусов (тогда реклама просто уйдёт в никуда), а тем более – пойти им вопреки.
В политике есть понятие «окна Овертона» – но настоящее, а не то, как его пытаются представить профессиональные искатели заговоров тайного мирового правительства. Оно означает, что у любого политика в конкретный исторический момент есть диапазон допустимых высказываний, при выходе за пределы которого публика его не поймёт. С годами этот диапазон меняется: так, лет пятьсот назад политическим самоубийством было бы отрицать существование ведьм, а сейчас – наоборот, призывать их сжигать. «Окно Овертона» сдвигается, но очень медленно, на протяжении поколений (см. пример про ведьм) и благодаря медленным и глубинным процессам, поэтому задача конкретного политика – не столько способствовать этому движению, сколько стараться не выйти за пределы окна. В противном случае есть шанс очень быстро из политика превратиться в маргинала, а то и мученика (слишком активно боровшихся против охоты на ведьм в XV веке могли и самих – того‑с, причислить к нечистой силе; да и в XX веке примеров было немало).
Но если целью работы политика является хотя бы какое-то влияние на протекающие в обществе процессы, то задача пиарщика – эти процессы использовать на благо своего работодателя. Найти их, выявить, придумать способы использования. Это психологически довольно сложный процесс, так как он требует отгораживания от своих убеждений и понятия и принятия убеждений целевой аудитории.
К сожалению, специфика российского PR – это, зачастую, непомерно раздутое самомнение самих пиарщиков. Предыдущее их поколение, нулевых и десятых годов, en masse самоутверждалось за счёт многочисленных отраслевых премий, чтения лекций и семинаров и публикации книг о своей невероятно эффективной работе – и бурление это всё вызывало только в профессиональной среде, ибо широкой публике было совершенно неинтересно.
Теперь же то ли отраслевые премии поизносились, то ли новое поколение ищет новые пути – но вот уже не первый раз мы видим, как самоутверждение происходит за счёт выноса на публику собственных внутренних убеждений. Что с Залиной Маршенкуловой, неудачно севшей на лицо российского офиса Reebok, что с Романом Поляковым из «ВкусВилла».
Подчеркну: нет ничего плохого в личных воззрениях Залины или Романа. Ничего. Каждый конкретный человек может относиться к LGBT-парам ровно так, как он сам пожелает. Никто другой не вправе указывает ему, как относиться к чему-либо, или каким-либо образом наказывать его за личные взгляды. Но когда воззрения начинают транслироваться на деньги работодателя, от имени работодателя – а главное, без малейшего оценки производимого на бизнес работодателя эффекта – из личных воззрений это становится случаем вопиющего непрофессионализма.
Впрочем, «ВкусВиллу» удалось развить успех: как будто одного акта в этом цирке им было мало, компания выступила с настолько неприятным по стилю заявлением «отдельные наши сотрудники допустили чудовищную ошибку», что теперь, кажется, тошнит уже всех.