Дистант просится за рубеж
Более половины российских компаний в 2022 году собираются сохранить гибридный формат работы, который позволит сотрудникам несколько раз в неделю выполнять свои обязанности, работая из дома. Такие данные следуют из опроса, проведенного международной рекрутинговой компанией Hays, пишет «Российская газета».
При этом 70 % опрошенных специалистов хотели бы получить возможность работать удаленно не только из других регионов, но и из других стран. Сейчас удаленная работа из другой страны не регулируется российским законодательством. Эксперты говорят, что это «серая зона» как для работодателей, так и для сотрудников, приводя в доказательство письмо Минтруда от 27 июля 2016 года № 17–3/В‑292. Там говорится, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории России.
Какие «пробелы» могут возникнуть в отношениях между работодателем и сотрудником, работающим удаленно из другой страны, и почему их трудно назвать непреодолимыми – рассказывает член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:
«Никаких объективных и тем более непреодолимых препятствий к дистанционной работе за рубежом трудовое законодательство не содержит. Довод о действии трудового законодательства в пространстве, то есть только на территории РФ, таким препятствием не является: статья 13 ТК предусматривает, что принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы. Эта норма, конечно, исходно совсем про другие отношения, но ее буква допускает возможность регулирования на уровне работодателя трудовых отношений с работником, находящимся в любой точке мира.
Прямого регулирования «зарубежного» дистанта в законодательстве сейчас действительно нет, и это может порождать немаловажные для практики нюансы, наиболее значимым из которых, пожалуй, следует считать вопрос социального страхования, в первую очередь по болезни: иностранный врач отечественного больничного не выпишет. Стороны трудового договора, однако, не лишены возможности урегулировать пробельные отношения в самом его тексте, не дожидаясь, когда законодатель озаботится заполнением существующих лакун.
В целом же (едва ли не единственное положительное следствие пандемии, хотя и далеко не только ее) рынок труда, в том числе высоко квалифицированного, в России сейчас весьма дефицитен, и конкуренция работодателей за кадры остра, как, пожалуй, никогда – причем никаких признаков слома этой тенденции в обозримом будущем не видно. Поэтому к пожеланиям соискателей, в том числе относительно рабочего формата, работодателям придется прислушиваться все тщательней – и те из них, кому это не удастся, будут рисковать своей конкурентоспособностью чем дальше, тем сильнее.
…Качества кадров, даже расцелованных во все мыслимые места, правда, не гарантирует даже предельная лояльность работодателя, но это тема для отдельного, большого и невеселого разговора».