Должники расплатятся на месте
Совсем недавно мы публиковали материал о том, как цифровизация государства убирает из нашей жизни мелкие бытовые неудобства — и вот подоспела иллюстрация этого тезиса, в которой неудобства устраняется вовсе даже не мелкие.
Довольно давно в России применяется оригинальный способ принуждения к оплате штрафов, алиментов и других долгов: Федеральная служба судебных приставов блокирует неплательщикам выезд за рубеж. В зависимости от конкретного случая, порог запрета на выезд составляет 10 тысяч или 30 тысяч рублей; всего на данный момент в России под этот критерий подпадают 9,8 млн. должников.
При всей эффективности этой меры, работает она достаточно неповоротливо: на общение ведомств между собой уходят недели, а иногда и месяцы. Пристав должен получить информацию о погашении долга, вынести решение, потом направить его в погранслужбу – а та, со своей стороны, письмо принять и запрет на выезд снять. Особенно это неприятно, если долг вами уже погашен, а информация об этом пограничникам всё никак не поступит. Ещё неприятнее, если о долге вы узнаёте непосредственно в аэропорту — тогда сделать вы не можете вообще ничего. Особенно, например, в новогодние праздники, когда ни одно государственное ведомство до 10 января просто не работает.
Точнее, скоро – сможете. На прошлой неделе Госдума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому, в частности:
- все требования о взыскании задолженности обязаны будут содержать уникальный номер (идентификатор начисления, УИН);
- постановления о взыскании могут формироваться в виде электронного документа, направляемого должнику в Госуслуги, а также причастным ведомствам по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
- решения ФССП, в том числе решения об окончании исполнительного производства и об отмене ограничений могут приниматься в автоматическом режиме, то есть без участия собственно приставов.
Сам по себе законопроект весьма объёмистый (почти полсотни страниц, вы можете ознакомиться с ним по ссылке), и нам ещё предстоит посмотреть, как он будет работать на практике — после одобрения Президентом и вступления в силу. Но вектор развития межведомственного взаимодействия очевиден из трёх приведённых выше пунктов – из очень медленной бумаги, путешествие которой даже между двумя отделами одного ведомства может занять два-три рабочих дня, ФССП уходит в электронное взаимодействие и принятие автоматических решений по многим вопросам.
У вас есть задолженность, по которой вам запретили выезд за границу? У неё есть УИН, как только в ведомство приходит оплата по этому УИН — система сравнивает суммы платежа и задолженности и выписывает постановление о снятии с вас ограничений, которое мгновенное по СМЭВ уходит в погранслужбу.
Именно так и должны работать государственные службы в XXI веке — цифровизованные, максимально избавленные от «человеческого фактора», ограничения рабочих часов чиновника и уж тем более, от его ошибок.
P.S. Есть, конечно, и обратная сторона медали: если вы не оплачиваете штрафы, алименты или задолжали десятки тысяч рублей за коммунальные услуги — решение о мерах по взысканию будет принято столь же молниеносно.