Бюджетникам гарантируют небесплатную связь
Госдума продолжает попытки сбалансировать противоречивые требования: с одной стороны, коммерческие интересы операторов связи, с другой — тот факт, что наличие доступа в интернет становится настолько же необходимым для минимально нормальной жизни граждан, как и доступ к еде и жилью.
На этот раз речь пойдёт о поправках к ФЗ «О связи», принятых сегодня в третьем чтении. Документ не очень большой – всего шесть страниц содержательного текста — однако мы всё равно суммируем основные нововведения:
- подтверждающую SMS при авторизации гражданина в Гослуслугах/ЕСИА операторы связи обязаны доставлять бесплатно (перекликается с озвученным сегодня же желанием Минцифры сделать двухавторную авторизацию в Госуслугах обязательной уже в следующем году);
- услуги связи, оплачиваемые из бюджетных денег, подпадают под особые порядки регулирования — для них могут быть установлены дополнительные требования, а цены на эти услуги могут меняться не более одного раза в год;
- если при перезаключении контракта на услуги связи, оплачиваемые из бюджета, не меняется состав и условия оказания этих услуг, то цена не может увеличиться более, чем на показатель инфляции;
- оператор связи не имеет права приостанавливать оказание услуг связи, оплачиваемых из бюджета, без письменного согласия заказчика;
- предыдущий пункт распространяется и на окончание контракта по оказанию услуг связи: оператор обязан продолжить их оказывать несмотря ни на что.
Последний пункт вызвал бурю негодования в профессиональной среде – он выглядит так, как будто операторов связи обяжут работать на бюджетные организации бесплатно. Это, разумеется, неверно: следующий абзац в законопроекте прямо сообщает, что оператор имеет право направить заказчику требование подтвердить факт оказания услуг связи в письменном виде, а также требовать оплаты оказанных услуг, в том числе в судебном порядке.
Вместе с тем, законопроект с очевидностью в первую очередь решает внутренние проблемы бюджетных организаций — а именно, их невнимательность при заключении договоров, нерасторопность с оплатой и продлением контрактов. Если раньше оператор имел право приостановить оказание услуг связи при несоблюдении заказчиком положений договора, в том числе положения о своевременной оплате услуг, то теперь в отношении заказчиков, живующих на бюджетные деньги, он такого права лишился – и будет вынужден продолжать оказывать им услуги связи, одновременно требуя с них деньги через суд.
Строго говоря, операторы и раньше подчинялись таком порядку – но лишь в отношении заказчиков из органов государственной власти, обеспечения правопорядка и обороны страны. Теперь же эти положения расширили на все организации, оплачивающие услуги связи из бюджетных средств.
Одним из последствий принятия поправок станет «токсичность» любых бюджетных средств для малых и средних операторов связи, в том числе и в регионах: если раньше они могли надавить на неплательщика хотя бы отключением связи, то теперь будут вынуждены смириться с получением оплаты по суду, то есть — с очень большой задержкой. И к моменту, когда эти деньги наконец будут получены, давно уже придёт пора снова идти в суд — и требовать деньги за следующий период.
С другой стороны, законодателей тоже можно понять: при отключении связи, например, школе реальными пострадавшими оказываются в первую очередь ученики и учителя, а не затянувшая с продлением контракта администрация или пропустившая все разумные сроки оплаты бухгалтерия.
Похоже, что в данном случае поправки следуют бородатому афоризму: «компромисс – это ситуация, в равной степени не устраивающая обе стороны». Никто не будет в полной мере доволен новыми поправками – но есть ли иной выход?