Не сбавляя оборотов
Канун Нового года – традиционное время подведения итогов. Но мы предлагаем сразу поговорить о планах на 2022, которые из некоторых достижений года уходящего произрастают напрямую.
Год, как говорится, был для цифровой отрасли непростой, но во многом системообразующий и дающий возможность говорить о структурных изменениях российской экономики на пути к цифровизации.
Если проще – то в 2021 году цифровая трансформация окончательно стала частью обыденного ландшафта, а не выдумками футурологов, а 2022, скорее всего, станет годом скучных практиков.
Судите сами: сравнительно недавно одно российское ведомство (нет, на самом деле даже не одно, но это были настоящие монстры рока, и все, попавшие к ним в сферу внимания, становились немножко равны) наводило ужас на всех алиментщиков, да и вообще на всех должников. Да, мы о ФССП. Помните, как это было: снять арест по уже оплаченному исполнительному производству? Вернуть ошибочно дважды снятую приставами сумму? Что называется, не повторяйте сами, работают профессионалы.
И вот – уж от кого мы не ожидали нововведений, так это от приставов – ведомство начало довольно бодро работать с цифрой, например при взаимодействии с банками, а под конец года было анонсировано что-то совершенно инопланетное: приняли закон, в соответствии с которым оплатить задолженности можно будет прямо в аэропорту, да и вообще влияние человеческого (читайте: чиновничьего) фактора на качество взаимодействия с гражданами должно сильно снизиться.
Те, кто помнит, как раньше работала история с запретом на выезд и межведомственные письма счастья от приставов пограничникам, думаю, не поверят своим глазам до тех пор, пока этот футуристический документ не подпишет Президент.
Идем дальше. Минстрой, который ранее было сложно назвать пионером цифровизации, также проводит системные действия по уходу от тёплых ламповых решений. Из недавнего – поистине революционный документ, о котором мы скоро расскажем отдельно. Если вкратце, то ведомство разработало проект закона о создании специальной государственной информсистемы (ГИС), где арендодатели должны будут регистрировать все договоры по сдаче в наем квартир, апартаментов и машиномест. Абсолютно все расчеты стороны должны будут производить через это онлайн-приложение.
Вы примерно представляете, что будет дальше – и что это не очень понравится многим арендодателям, но понравится Минстрою, застройщикам и налоговикам, которые совсем недавно и в самом сладком сне не могли себе такого представить. Однако, если вспомнить, что их самих в свое время цифровизировал их тогдашний глава, а ныне премьер-министр Мишустин, а также то, что его взгляды во многом близки с его профильным вице-премьером по строительству Хуснуллиным, многое становится на свои места.
При этом заметим, что в выигрыше могут оказаться и арендаторы — по крайней мере, их отношения с арендодателями будут в большей степени узаконены, с меньшей опорой на личные договорённости (которые всеми сторонами регулярно нарушаются, «мы передумали, вы не могли бы освободить квартиру к следующей неделе?») и риэлторов (как правило, ни за что не отвечающих).
Социальная сфера в этом году тоже подвергалась трансформации: здесь и электронные льготы, и цифровые аттестаты. Да, это первые шаги, но они уже были сделаны, повторюсь, теперь вопрос в скучной реализации всего вышеперечисленного. И если недавно мы радовались, что вместо полудесятка окон («приём граждан — понедельник, среда, четверг с 10 до 16, обед с 12 до 13») достаточно один-два раза зайти в работающий с 8 утра до 8 вечера МФЦ – то скоро, хотелось бы надеяться, и упоминание МФЦ будет вызывать вопрос «а зачем туда? и где это?»).
До этого момента намеренно не упоминалось одно из важнейших для нас событий в области цифровизации всего вокруг, подарившего нам жаркую осень электронного голосования. Есть мнение, что сверхбыстрая реакция системы на отклики извне будет становиться новым нормальным: от даты голосования до внесения изменений в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» в части электронного голосования прошло всего три месяца. Вдумайтесь, пожалуйста, в эти даты. Параллельно с подсчетом голосов и рассмотрением отдельных ситуаций в регионах, велась аналитическая работа с целью дать оценку фактам неправильной работы по применению ДЭГ. И сразу принять меры по их недопущению впредь (об этом мы уже вкратце писали, скоро напишем подробнее — что сулит новый законопроект и как он решает как минимум часть проблем с ДЭГ).
Понятное дело, что Матрицу здорового человека сразу построить не получится – нивелировать человеческий фактор можно намного быстрее, чем воспитать нового человека, но тоже не в одночасье. Желающие сохранить право совать пальцы в блокчейн и вообще живо, по-человечески участвовать в процессах, где этого делать не стоит, никуда не денутся. Но со временем на них уже будут с улыбкой посматривать как на товарища Огурцова в новогодней, кстати, киноклассике «Карнавальная ночь», который лично хотел все проверить и «заслушать клоунов».
Поэтому, поздравляя всех нас с наступающим Новым годом, хочется пожелать того, чтобы в 2022 году мы и далее видели побольше тех, кто, как в «Карнавальной ночи», хочет придерживаться утвержденной программы, и поменьше неуместных аппаратных пассионариев.
С праздником!
Ольга Строганова, обозреватель