Цифровизация = суверенитет, или как механизмы народовластия могут быть реализованы в ХХI веке
Прямая демократия – не лозунг, а реальность. Вопрос только в механизмах, и он обсуждается на самом высоком уровне. На прошлой неделе на форуме «Сильные идеи для нового времени», организованном АСИ и Росконгрессом, президент РФ Владимир Путин заявил, что России нужно делать более открытыми формы участия граждан в жизни страны, в том числе механизмы народовластия и прямую демократию.
«Убежден, чтобы быть сильными и независимыми, конкурентоспособными, нам нужно совершенствовать, делать более справедливыми и открытыми механизмы участия граждан в жизни страны. В том числе и механизмы народовластия, прямую демократию, участие людей в жизни важнейших для общества и для граждан проблем», – сказал глава государства.
Развивая свою мысль, он подчеркнул, что только опираясь на творческий потенциал народа, можно добиться нужных результатов. Путин сказал, что суверенитет – это свобода национального развития, а значит, и каждого человека в отдельности, технологическая, культурная, интеллектуальная, образовательная состоятельность государства.
Ранее, говоря о суверенитете как одной из основ существования государства, президент неоднократно упоминал, что для страны, ее развития и суверенитета принципиально важно, чтобы именно результаты выборов отражали подлинную волю граждан России. И в этой точке сходится сразу несколько важных для страны и для нашей партии тем: цифровизация, прозрачность принимаемых решений, доступность обратной связи, и, конечно, тема ДЭГ.
За какие-то несколько лет ДЭГ в России прошло путь от экспериментальной новинки, вызывающей некоторые опасения, до общеизвестного и широко распространенного института. Примером этому становится единый день голосования уже в этом сентябре, когда 7 субъектов РФ не в тестовом, а в практическом режиме реализуют возможности электронного голосования.
Как ранее отмечал глава государства, за прошедшие годы члены ЦИК России задали высокие стандарты проведения выборов и референдумов, основанные на строгом соблюдении законодательства, внедрении лучших практик и передовых, цифровых технологий, открывающих широкие возможности для участия граждан в общественной и политической жизни страны, для развития институтов прямой демократии.
Генеральный секретарь ППД Олег Артамонов, являвшийся зампредом ТИК ДЭГ на прошлогодних выборах в Госдуму, накануне предстоящего единого дня голосования рассказал на семинаре Независимого общественного мониторинга именно о механизмах применения инструментария ДЭГ. По его словам, здесь важны независимые эксперты, которые смогут объяснить избирателям технические тонкости процесса голосования и обработки его итогов. Он вновь рассказал, что ДЭГ строится на математических и криптографических формулах, вмешательство в процесс голосования просто не может пройти незамеченным.
Олег Артамонов напомнил, что еще три года назад была создана экспертная группа, которая занимается исследованием федеральной и региональной систем дистанционного электронного голосования (ДЭГ).
«И здесь наша задача – не требовать «запретите ДЭГ», как, например, делают некоторые партии, а своей работой добиться улучшения ДЭГ. Улучшить до такой степени, чтобы в ее работе ни у кого не возникало сомнения. Мы сотрудничаем с разработчиками систем, в этом году будем помогать партиям готовить наблюдателей за электронным голосованием», – сказал глава Партии прямой демократии.
Кроме того, по словам Олега Артамонова, ведётся работа над созданием платформ, которые обеспечивают контакт между чиновниками, властью и народом, делают его максимально тесным и эффективным. Речь идет как о платформе «Москва-2022», так и о ее масштабировании с целью большего контроля за деятельностью депутатов. «Очный формат трудозатратен и неэффективен: невозможно депутату собрать большинство граждан в удобное для всех время, да еще уделить каждому внимание. Этот процесс мы предлагаем полностью цифровизировать», – сказал он. «В XXI веке на базе электронных средств связи можно вернуть ту самую афинскую честную модель прямой демократии, сделать работу любого «народного избранника» по-настоящему прозрачной и подотчетной избирателям. Не «перевернуть доску», не выгнать этих депутатов и найти каких-то других, а сделать так, чтобы депутат просто не смог оторваться от своих избирателей. Так формируется крепкое гражданское общество», – уверен Артамонов.
В целом, даже скептики признают, что цифровая трансформация в России – это теперь вопрос не прогнозов, а практики. Исчезли бумажные листы нетрудоспособности и трудовые книжки, цифровизируются льготы и аттестаты, даже местами неповоротливая ФССП стала уходить от «аналоговых» форм работы и применяет механизмы взыскания без присутствия пристава-исполнителя. Однако, все эти позитивные изменения не существуют в безвоздушном пространстве. Это системный процесс, где системообразующий фактор – это как раз сохранность суверенитета, реального волеизъявления людей, реализация механизмов прямой демократии. А в современных условиях они и цифровизация связаны неразрывно.