Как кризис подкосил торговые сети: более половины ритейлеров планируют закрытие магазинов
По данным крупных консалтинговых компаний, также подтверждённых представителями торговых центров и самими ритейлерами, закрытие части своих магазинов планируют более половины торговых сетей в РФ. Руководители сетей общепита тоже обдумывают подобную вероятность.
По мнению экспертов, следствием данного процесса станет как появление свободных площадей в ТЦ, так и 4–15% наценка на многие виды товаров.
По данным опроса ритейлеров, в этом году примерно 65% всех российских торговых сетей (30% из них – в сегменте fashion) планируют закрытие в среднем по 15 торговых точек. Не собираются закрывать магазиные всего 18% опрошенных.
Следствием пандемии стали простои фабрик, закрытия ТЦ, сбой поставок, падение платежеспособного спроса населения, что привело к нулевому товарообороту для многих торговых точек.
Самые большие сложности испытывают несетевые операторы, многим из которых придется уйти с рынка.
Сетевики закроют самые неэффективные магазины и проведут оптимизацию площадей. У каждого бренда количество закрытых точек будет различаться. Кто-то рассчитывает устоять на ногах и сохранить большинство магазинов, а кому-то придется пожертвовать практически половиной.
От этого сильнее всего пострадают торговые центры среднего размера, поскольку аудитория сейчас распределена по большей части между самыми крупными моллами и небольшими районными ТЦ. Так что есть вероятность, что больше всего закрытий придется на долю street retail.
Как государство идет навстречу ритейлерам?
Депутат Госдумы Александр Якубовский считает, что закон, регулирующий взаимоотношения ритейлеров и арендодателей и позволяющий расторгать арендные соглашения без штрафов, поспособствует тому, что закроется меньшее количество магазинов. Правда, закон, принятый Госдумой и 2 июня одобренный Советом Федерации, касается только малого и среднего бизнеса.
Каковы прогнозы?
Все эксперты сходятся в том, что цены вырастут на все товары, как продовольственные, так и непродовольственные. Притом не только из-за закрытия магазинов, но и из-за роста курса доллара к рублю.
Впрочем, для выживания ритейлеры будут пробовать различные стратегии, кто-то наверняка попытается привлечь клиентов сниженными ценами, но в среднем цены поднимутся на 5–15%. Стабилизоваться ситуация сможет не раньше весны следующего года, а, по оценкам экспертов, для полного восстановления отрасли потребуется не один год.
Своим прогнозом делится пресс-секретарь Партии прямой демократии Тимофей Шевяков:
С закрытием торговых точек и освобождением площадей мы сталкивались и раньше, последний раз в 2008 году. Ситуация на данный момент такова, что доходы людей и их покупательная способность за прошедшие месяцы серьезно упала, многие остались без работы и, как следствие, спрос на продукцию и услуги, не относящиеся к категории «первой необходимости», упадет в ближайшие месяцы точно так же.
К сожалению, это замкнутый цикл – чем меньше люди готовы тратить, тем меньшее количество рабочих мест может сохранять торговля и сфера услуг. Без серьезного подхода к решению данной проблемы со стороны государства возвращения к уровню начала 2020 года нам придется ждать лет пять.