Комментарий экспертов, наблюдающих за ходом электронного голосования
«Открытые медиа» в статье рассказали, то члены рабочей группы продемонстрировали, как можно подменить голос избирателя во время ЭГ. Уязвимость системы сохранилась с выборов-2019.
Сегодня заканчивается последний из шести дней дистанционного электронного голосования по поправкам к Конституции, в котором уже успели принять участие более миллиона москвичей и жителей Нижегородской области. Всего на ЭГ зарегистрированы 1 190 726 избирателей, из них более 1 080 000 уже проголосовали.
Онлайн-голосование вызывает немало вопросов у экспертов и наблюдателей — в частности, телеканал «Дождь» установил, что на личные данные москвичей при помощи сим-карт можно зарегистрировать до нескольких десятков аккаунтов на mos.ru, чтобы потом принять участие в голосовании. Но главная проблема, по мнению технических и электоральных экспертов, с которыми поговорили «Открытые медиа», в том, что процедуру подсчёта голосов трудно проконтролировать, а сама система вовсе не защищена от подтасовок.
Система, закрытая для проверки
Начиная с прошлогоднего «эксперимента» на выборах Мосгордумы, прошедших в сентябре 2019 года, систему онлайн-голосования последовательно критикуют эксперты, в том числе члены технической рабочей группы, в которую входят IT-специалисты и члены избирательных комиссий: эту группу Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) собрал весной 2019 года для консультаций и наблюдения за процедурой голосования.
«Открытые медиа» поговорили с членами рабочей группы и выяснили, что за время подготовки к плебисциту в ДИТ не выполнили ни одного из действительно важных предложений группы, которые могли бы сделать систему прозрачнее.
[…]
Гендиректор Unwired Devices Олег Артамонов, возглавляющий службу научной экспертизы в «Партии прямой демократии» и участвующий в работе технической группы, также признает наличие уязвимости, хотя и считает сценарий, при котором бы ДИТ решил ее использовать, маловероятным.
«С учётом того, какое количество людей на ДЭГ сейчас под микроскопом рассматривают всё, что происходит, — такой скрипт будет однозначным свидетельством стороны обвинения. При миллионе голосующих, даже один из тысячи, работающий программистом в Яндексе и рефлекторно не закрывающий инструменты разработчика в браузере — это неприемлемый риск», — рассуждает эксперт.
По его мнению, причина, по которой ДИТ до сих пор не устранил эту возможность, могла заключаться в скорости, с которой чиновникам пришлось разрабатывать систему и адаптировать ее к плебисциту: «На них всё это повесили буквально в апреле по принципу „ну вы же уже делали“ — поэтому сейчас там ещё много неразберихи, смотрите на те же отсутствующие даты в выгрузке из блокчейна при шестидневном голосовании».
«Я бы не сказал, что в текущей системе есть какие-то возможности по масштабной манипуляции, не требующие, например, сговора между несколькими министерствами и ЦИК, — говорит Артамонов. — Но это то не значит, что система идеальна и не компрометируема. Если говорить про подгрузку произвольного скрипта — от этой возможности надо избавиться, она ни для чего не нужна».
"Открытые медиа"
Олег Артамонов добавляет к сказанному в статье:
Наша экспертная группа действительно не только наблюдала за ходом голосования, но и анализировала технические средства, программное обеспечение, которое при этом использовалось.
В связи с этим хотелось бы ещё раз подчеркнуть уже сказанной мной «Открытым медиа»: да, в системе есть недоработки, есть потенциальные уязвимости – это неприятно, но ожидаемо на текущей стадии её разработки, с учётом сроков, в которые эта система была запущена. С нашей точки зрения, это не означает её непригодность – это означает, что мы видим, куда идти дальше и как дорабатывать не только саму систему, но и нормативную базу (некоторые технические ограничения, на которые также поступали нарекания, обусловлены действующим законодательством, не учитывающим специфику электронного голосования, и не могут быть обойдены без его изменения) так, чтобы ДЭГ продолжали развиваться.
По результатам же конкретного голосования у нас не возникло фактических причин считать, что система была кем-либо скомпрометирована – всё время голосования она работала стабильно, существенных сбоев нами зафиксировано не было, анализ данных на данный момент также не выявил никаких аномалий. Окончательное заявление о ходе и результате голосования мы планируем сформировать к понедельнику 6 июня, однако пока что не ожидаем, что в нём откроются какие-либо новые обстоятельства, поэтому можем уже сейчас дать предварительное заключение о том, что дистанционное электронное голосование прошло успешно.