Нужна ли России деноминация
Недавно аналитик «Альпари» Александр Разуваев предложил деноминировать рубль в сто раз, обуславливая эту необходимость тем, что в стране растет объем наличной денежной массы, превышая 11,5 трлн рублей. Эльвира Набиуллина заявила, что планов деноминировать рубль у Банка России сейчас нет.
Нужна ли сейчас деноминация? Эксперты не уверены в ее необходимости. Согласно опросу «РБК Инвестиции», факторов для проведения деноминации сейчас нет. Гиперинфляции нет, темпы роста цен нормальные, производить нужное количество купюр Монетному двору несложно, да и довольно-таки много расчетов уже перешли в онлайн.
Да, деноминация вернула бы в систему часть накоплений, которые люди сейчас «хранят под матрасом». Но после обмена те, кто считает необходимым держать деньги в наличных, снова переведет их в наличные – в долгосрочной перспективе ничего не изменится.
Словом, для России и российской валюты деноминация сейчас точно пользы не принесет, а лишь подорвет доверие к рублю и снизит его ценность как товара. Также эксперты видят риск массового обмена рублей на доллары и евро и последующее обесценивание рубля.
Член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин рассуждает, нужна ли деноминация в принципе и прямо сейчас:
Как известно, предыдущая деноминация прошла в России в 1998 году. Как не менее хорошо известно, ни на общественно-политическую, ни на финансово-экономическую обстановку она не повлияла ни малейшим образом, оказавшись абсолютно нейтральным событием.
С последним утверждением согласится каждый, кто не путает деноминацию с девальвацией или дефолтом – а с этим, кажется, есть проблемы даже у иных цитируемых по ссылке экспертов. Но если развернуть разъяснительную работу хотя бы на таком уровне, как это было сделано 22 года назад, проблем с припоминанием, что деноминация – это просто убрать с купюр и ценников два (например) нуля, не предвидится.
Нужна ли деноминация как таковая в принципе? На мой взгляд, да: в народном бессознательном прочно, поколениями, прошито, что правильный масштаб, например, семейного бюджета – не десятки тысяч, а сотни (в советские времена) и даже десятки (в досоветские) рублей в месяц, и вернуться к этому масштабу означало бы во многом снять в умах последствия инфляционной травмы последних десятилетий. Нужна ли она прямо сейчас? Совершенно точно нет: задумываться о деноминации есть смысл не раньше, чем страна (то есть, скорее всего, и мир в целом) полностью справится с последствиями текущей глобальной турбулентности – и сама деноминация, видимо, была бы наиболее уместна именно в качестве жеста, символически отделяющего преодоленную и закрытую страницу истории от новой.
Член ВКС Партии прямой демократии Дмитрий Лысаковский считает, что предпосылки к деноминации есть:
Как правильно описал Борис Чигидин, для простого человека деноминация несёт больше положительных сторон, чем отрицательных. Учитывая, что РФ официально отказалась от использования денежных единиц меньше 10 коп, все предпосылки к деноминации налицо.
Условно отрицательным аспектом деноминации может стать номинальное усиление рубля в экспортных сделках. В наше время кластеризации и модульного производства производителям дешёвых российских товаров, стоимость которых исчисляется в долях нынешних рублей, будет психологически труднее округлять цену до долей копеек. Однако, как мы все понимаем, эта трудность легко решаема административно.