Деньги бегут из банков
Что произойдет, если ставки по банковским вкладам продолжат падать? По данным исследования «Росгосстрах банка» и НАФИ, 36% россиян оставят деньги «лежать как лежали», а примерно 30% – заберут средства из банков.
Что они будут с ними делать? Как сообщает РИА Новости, граждане рассматривают альтернативные источники инвестиций: золото (7%), облигации (6%), недвижимость (12%), иные инструменты сбережения (12%).
Если банки и дальше будут снижать доходность по вкладам и накопительным счетам, следуюя примеру с ключевой ставкой ЦБ, которая по итогам первой декады июля оказалась рекордно низкой – всего 4,63%, то примерно треть опрошенных собирается забрать все свои вклады.
При этом старшее поколение к переменам готово хуже: 43% людей старше 55 лет оставит все как есть, и только 11% заберет средства из банка. Молодежь более радикальна: забрать все средства готовы 36% опрошенных в возрасте до 35 лет.
О ситуации в банковской сфере рассуждает глава правовой службы Партии прямой демократии Борис Чигидин:
В целом последовательное снижение Банком России ключевой ставки следует, конечно, приветствовать: ожидаемый эффект для экономики в целом должен превзойти издержки, вытекающие из падения доходности сбережений. Но это не значит, что издержкам не надо уделять самого пристального внимания.
Деньги, которые бегут из банков, в основном найдут новое применение на одном из трех направлений: недвижимость, фондовый рынок, драгоценные металлы. Рынку недвижимости может грозить перегрев, влекущий ухудшение доступности любого, в том числе неинвестиционного, жилья – и здесь самое время искать механизмы, которые позволили бы избежать неконтролируемого роста цен, видимо, в первую очередь путем стимулирования предложения.
Фондовый рынок – это риск не только обесценения рискованных вложений, но и их полной потери в случае, если вместо реального, допустим, брокера инвестор попадает на очевидно мошенническую, как правило, зарубежную, площадку, вложенные в которую деньги не вернутся никогда – а таких случаев очень много. Поэтому одним ужесточением требований к квалифицированным инвесторам, чем сейчас занимается ЦБ, здесь не обойтись – необходима системная и массовая работа по повышению финансовой грамотности населения, нацеленная в первую очередь на формирование навыков распознавания очевидно преступных «проектов». Такую работу Центральный банк в принципе даже пытается вести, но именно что пытается: проведя в одном из таких проектов под патронажем ЦБ несколько месяцев, могу засвидетельствовать, что разворачивается эта работа весьма неспешно, и при наличии вполне качественных методик проникновение программы в массовую аудиторию оставляет желать много лучшего.
Поскольку прямой доступ к товарным инструментам через биржу доступен очень немногим, основным инструментом вложения в драгметаллы были и будут обезличенные металлические счета. Банки это обстоятельство прекрасно осознают и им пользуются: ничем не ограниченная разница между курсами покупки и продажи металлов может составлять 10 процентов и более, что в очень большой степени обессмысливает инструмент для частного инвестора. И вот здесь напрашивается, и уже не первый год, законодательное ограничение этой разницы до, допустим, не более 2 процентов. Поскольку в целом ряде других аспектов тарифная политика банков регулируется государством давно и сравнительно эффективно, сделать и этот шаг не мешает ничего, кроме отсутствия политической воли у нынешнего состава Думы.