Эксперименты с персональными данными
Законопроект Министерства экономического развития предлагает в рамках экспериментальных правовых режимов вывести обработку персональных данных из-под отдельных норм законов «О связи», «О персональных данных» и «Об основах охраны здоровья граждан».
Речь идет о том, чтобы вывести из-под действующего регулирования врачебной тайны, тайны связи, телефонных разговоров и переписки проект по применению искусственного интеллекта в медицине и проект по созданию сервиса для повышения эффективности малого и среднего бизнеса. Вплоть до того, чтобы не получать обязательное письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных. Зачем? Чтобы снять ограничения, наличие которых мешает тому, чтобы пробовать и вводить новые цифровые инновации.
Сейчас законопроект проходит согласование, а в случае его принятия соответствующим подзаконным актом легко можно будет разрешить обработку личных данных гражданина кем угодно без его ведома и контроля. С какими целями – человек даже не узнает.
Законопроект, впрочем, предусматривает возможность выплаты компенсаций участникам экспериментального режима из специального фонда, а также возможность направления жалоб пользователями.
О недостатках подобного закона рассказывает член ВКС Партии прямой демократии Дмитрий Лысаковский:
Понятие «персональные данные» имеет в настоящее время очень шаткое правовое регулирование, даже термин в законе определён очень универсально: «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Тем не менее, сейчас ПД являются объектом какого-никакого, но правового регулирования. Предложение же Минэкономики представляет из себя очень странный ход: вывести ПД, используемые для инновационных разработок в области обработки Big data (то есть используемые на этапе тестирования и отработки систем и межсистемного взаимодействия) из-под контроля закона, фактически отменив данные гражданам права по контролю над информацией о себе.
В частности, под ударом может оказаться право граждан знакомиться с информацией о себе и изымать из баз данных свои персональные данные. Более того, именно действующее регулирование хоть как-то регулирует право граждан на конфиденциальность и целостность такой информации.
Само предложение о создании компенсационного фонда говорит, что разработчики законопроекта осознают эти риски, но готовы работать с ними только постфактум.
Почему для отладки необходимо использовать именно реальные данные, а не обезличенную информацию, как это делается, например, в системе публикации судебных актов, в предложении не раскрывается.