Сотовые операторы стали отказываться от безлимитных тарифов
Из-за того, что в пандемию трафик у сотовых операторов сильно вырос, а выручка упала, многие сотовые операторы начали отказываться от безлимитных тарифов и опций. На этой неделе МТС повысил цену за безлимитный план «Тарифище»: пользователи могут либо продолжать платить, сколько платили, получив в этом случае лимитированный трафик в 30гб, либо сохранить настоящий безлимит, но платить на 50–75 рублей больше. Пресс-служба МТС пояснила «Известиям», что примерно ¾ абонентов безлимитных тарифов используют в месяц не больше 15 гб трафика, то есть платят за то, чем не пользуются. Поэтому за ту же цену им ввели тариф с лимитом, а безлимитный – сделали дороже.
Tele2 отключил для абонентов услугу «Очень много интернета», позволявшую использовать безлимитный интернет за 200 рублей в месяц в поездках по России. Впрочем, «Мегафон», Yota и «ВТБ Мобайл» безлимитные тарифы пока не отменяют.
В чем сложность с безлимитными тарифами для оператора? Они приводят к очень высоким нагрузкам на сеть, а трафик растет быстрее выручки. Поэтому операторы и оценивают влияние подобных тарифов на рынок как негативное, пытаясь «переучить» своих абонентов и предлагая им пакетные тарифы, зависящие от объема потребления. Ожидается, что осенью безлимитные тарифы подорожают на 15–20%.
Помимо отмены безлимитных тарифов, операторы начинают тарифицировать доступ к мессенджерам, видеосервисам и соцсетям, который раньше был для пользователей бесплатным либо безлимитным.
Интересный факт: по оценкам аналитиков, безлимитными тарифами пользуются примерно 7–8% абонентов мобильной связи. И 10% от их числа могут генерировать до 90% трафика в сетях. Пакета в 30 гб хватит большинству абонентов и для видео- и аудиостриминга, и для передачи данных.
Ситуацию на рынке сотовых операторов комментирует член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Только в период с марта по май сотовые операторы потеряли из-за пандемии коронавируса около 30 млрд. руб. Такую оценку дало агентство Content Review. Эти потери включают в себя 40% от падения выручки из-за закрытия розничных сетей, около 30% – от роуминга.
В то же время в мае Минфин РФ отказался считать компании сферы связи пострадавшими от пандемии, не включив их в перечень отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Минфин мотивировал свое решение наблюдением значительного роста спроса на услуги связи в условиях самоизоляции в тот период времени.
Не стоит забывать, что увеличение объемов трафика тянет за собой существенные инвестиции на поддержание качества услуг, особенно в условиях пандемии. И это на фоне колоссальных потерь операторов связи на одном только внешнем роуминге, к примеру в компании МТС озвучили потери в этой сфере на уровне 90%.
На этом неблагоприятном фоне операторы связи изменяли условия услуг, предоставляя своим абонентам увеличенные объемы интернет трафика, звонков и бесплатных минут, направляя эти действия на поддержку граждан в условиях пандемии.
Но за все «хорошее» всегда приходится платить. И платить за это придется нашим гражданам, которые понесли значительные финансовые потери в условиях коронакризиса. В отсутствие поддержки от государства операторам связи ничего не остается, кроме как скорректировать тарифы, а также повысить стоимость безлимитных предложений. Данное повышение может не стать окончательным в этом году, если осенью произойдет повторная вспышка коронавируса.
И снова лозунг остается прежним – капитализация прибыли, социализация убытков.