Россияне отказываются от пластиковых банковских карт
ЦБ сообщает, что за второй квартал 2020 года число депозитных и кредитных пластиковых карт, используемых россиянами, упало на 4,5 миллиона. Объем используемых банковских карт сократился на 2,3%, то есть до 190,3 млн. Это рекордное падение за последние пять лет – до этого только в первом квартале 2015 года происходило что-то подобное, когда число используемых жителями РФ карт сократилось на 4 млн. единиц. Также снизился и выпуск новых карт – за второй квартал было выпущено всего 0,5 млн.
Одной из причин отказа от традиционных пластиковых карт можно назвать тот факт, что в конце весны в стране сильно вырос спрос на цифровые карты, обусловленный режимом самоизоляции. Следовательно, многие банки начали эмиссию именно цифровых продуктов, которые не отличаются по функционалу, но выпуск digital-карт на 70% выгоднее для банков, поскольку позволяет сэкономить около $2 при каждом выпуске на затратах на комплектующие, производство, упаковку и логистику.
Второй из причин стал высокий спрос на наличные деньги, спровоцированный падением рубля. В кризисное время людям хочется, чтобы у них в руках были наличные, поэтому тот же самый второй квартал зафиксировал всплеск эмиссии, уже идущий на убыль.
Ситуацию комментирует член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
С одной стороны, на фоне текущей экономической ситуации в этом нет ничего удивительного, с другой стороны, заголовок РБК несколько преувеличен. Действительно ли так уж «массово» россияне отказываются от банковских карт? Точнее, нужно задавать вопрос, а от каких именно карт?
Посмотрим на структуру населения РФ. Население, всего – 146,7 млн. чел., в том числе:
- бюджетники 33 млн. чел.;
- пенсионеры – 43,8 млн. чел.;
- дети – 32,86 млн. чел;
- работающие в реальном секторе экономики – 37,04 млн. чел.По данным ЦБ, текущий объем банковских карт после снижения составляет 190,3 млн. единиц. Не пользуются банковскими картами дети и практически не используют их пенсионеры. Соответственно, число активных потенциальных пользователей этого банковского продукта составляет приблизительно 70 млн чел. Получается, что на одного держателя приходится в среднем почти три карты.
При таком количестве карт на руках держателей речь идет о частичном отказе от дополнительного «пластика», но не о массовом отказе россиян от пластиковых банковских карт вообще. Ранее потребители практиковали наличие в бумажнике нескольких банковских продуктов, надеясь на кэшбек. Но в текущей экономической ситуации, вызванной коронакризисом, некоторые крупные игроки пересмотрели свои программы лояльности в сторону их сокращения.
Не стоит забывать, что за каждую дополнительную карту на руках нужно платить комиссию и если в условиях привлекательных программ лояльности этот фактор был незначительным для клиентов, то в условиях кризиса стал немаловажным.
Наряду с аналоговыми вариантами карт всё большей популярностью пользуются виртуальные банковские карты. Это еще один фактор, повлиявший на частичное сокращение банковских карт в обращении. В период действия ограничительных мер интерес к ним особенно возрос, так как в этот период возрос и спрос на онлайн-контент (онлайн-кинотеатры, образовательные ресурсы, игровые сервисы). При наличии в современных смартфонах и недорогих носимых устройствах средств бесконтактной оплаты, использование подобных карт не вызывает трудностей и при оплате товаров в торговых сетях, разве что, снятие наличных с «виртуального пластика» доступно не во всех банкоматах и предполагает не слишком лояльные комиссии. Со снятием ограничительных мер привычки использования виртуальных карт у многих остались.
Хоть и речь пока не идет о массовом отказе от банковских карт, а лишь об отказе от дополнительных и дублирующих банковских продуктов, это ни в коем случае не говорит о каком-либо оптимизме. В период действия ограничительных мер наши граждане оказались перед самым сложным испытанием за последние 12 лет. У многих россиян в этот период элементарно не было денежных средств, на фоне этого не может быть и речи о каких-то дополнительных банковских продуктах. После снятия ограничительных мер кризис никуда не делся, с падением доходов наших граждан упала и покупательная способность населения.
В данной ситуации самый насущный вопрос – это защита доходов населения, а также спасение малого и среднего бизнеса, от которого зависит благосостояние 18 млн. человек, включая членов семей – 40–50 млн. наших граждан.