«Честный знак» может обрушить рынок жизненно важных лекарств
Как сообщает отраслевое издание «Фармацевтический вестник», на днях компания «Гедеон Рихтер Рус» приостановила поставки в Россию лекарственных препаратов из-за проблем с их растаможкой, вызванных многочисленными сбоями системы обязательной маркировки «Честный знак».
Проблему можно было бы назвать единичной, если бы не последовавшие тут же многочисленные сообщения от дистрибьюторов и аптек, то есть от всех звеньев цепи продаж: как минимум, состоявшееся введение «Честного знака» поднимет цены на лекарства, а как максимум — вызовет их дефицит и исчезновение отдельных позиций из продажи. В первую очередь постарадают дешёвые и распространённые препараты.
Поясним: использование «Честного знака» для лекарств стало обязательным с 1 июля 2020 года. На лекарства должен быть нанесён QR-код, который регистрируется в специальном сервисе на каждом этапе прохождения лекарства по цепи продаж. Заявленные цели нововведения — исключительно благие: борьба с подделками.
Однако, как и в случае с другими государственными информационными системами, по мере практического внедрения «Честного знака» выяснилось, что он попросту не готов к реальным нагрузкам. По сообщениям из аптек, которые, подчеркнём, обязаны регистрировать каждую поступающую к ним упаковку, процесс регистрации занимает до 10 дней, причём пока он не завершён, аптека не рискнёт продавать соответствующие лекарства.
Замедление товарооборота, появление на складах всех уровней «балласта» из товара, который в течение недель невозможно ни продать, ни переместить далее, большой объём ручной работы по регистрации лекарств увеличивают накладные расходы дистрибьюторов и розничной сети — которые, в свою очередь, перекладывают их на покупателей, просто увеличивая цены.
В отдельных случаях, как у «Гидеон Рихтер», вызванные «Честным знаком» издержки и проблемы могут оказаться настолько серьёзны, что компании выгоднее остановить поставки своей продукции.
Испытывают неудобства и потребители: так, аптеки часто не могут выдать покупателю собранный на центральном складе онлайн-заказ лекарств, если в нём присутствуют товары с маркировкой «Честного знака» – и в лучшем случае предлагают подобрать аналоги из своего наличного ассортимента, уже зарегистрированного в системе.
Отдельно стоит отметить, что проблема чувствуется сейчас особенно остро из-за сочетания сразу трёх факторов: 1) окончания на складах запасов лекарств, приобретённых до введения обязательной маркировки, 2) начала второй волны пандемии коронавируса и 3) сезонного осеннего роста ОРВИ и других заболеваний.
Нельзя не заметить, что времени на отладку системы «Честный знак» было более чем достаточно — она поэтапно вводится для различных товаров в течение уже более чем полутора лет, и на каждом из этих этапов её преследуют технические и организационные проблемы. Не представляет также принципиальной проблемы и оценка планируемой нагрузки на систему с расширением номенклатуры маркируемых товаров, равно как и тестирование технических компонентов системы на устойчивость работы.
То, что это не было проделано, недостатки системы «Честный знак» не были устранены, а система в целом каждый раз оказывается не рассчитана на работу с реальными нагрузками — прямое следствие безответственности и неподконтрольности как её разработчиков, так и лиц, отвечающих за её внедрение на государственном уровне. К сожалению, в абсолютном большинстве случаев чиновник, принявший непродуманные, непроработанные, избыточные меры не несёт никакой сколь-нибудь значимой ответственности — более того, как мы уже неоднократно наблюдали, «виновными» в понимании самого чиновника становятся граждане, которые сдавали отчёты в указанный день, ехали на работу на метро и совершали другие непредусмотренные чиновником действия.
Сейчас же действия чиновников, непрозрачность систем государственного управления и безответственность разработчиков технических средств непосредственно ставят под угрозу здоровье россиян.
Хотелось бы подчеркнуть: причина этого — не в цифровизации и QR-кодах. Причина – исключительно в том, что люди, принимающие решения о цифровизации и введении QR-кодов, не чувствуют ответственности за последствия своих действий.
Олег Артамонов Член ВКС Партии прямой демократии