Эксперимент по «Доступному интернету» продлили еще на полгода
Минцифры продлило до 1 декабря 2021 эксперимент по бесплатному доступу к социально значимым сайтам.
С чего все начиналось?
Проект по обеспечению бесплатного доступа к социально значимым ресурсам был начат в январе 2020 года по поручению президента, запущен с 1 апреля 2020 года и продлевался уже несколько раз.
В рамках эксперимента те, у кого на момент его начала была регистрация на сайте Госуслуг и действующий договор с провайдером домашнего интернета, могут пользоваться доступом к социально значимым сайтам даже при нулевом балансе. В эксперименте задействованы крупные национальные операторы («Ростелеком», МТС, «Вымпелком» (бренд «Билайн»), «МегаФон», Tele2) и ряд региональных.
Сразу же после публикации реестр вызвал у специалистов массу вопросов: от собственно перечня, в который вошли многие сайты с коммерческими услугами, и заканчивая технической реализацией, потенциально способной открыть шлюзы для злоупотреблений и освоения бюджетных средств.
Изначально в круг социально значимых сайтов предполагалось включить только порталы органов, предоставляющих госуслуги населению. Однако в ходе эксперимента туда попали сайты социальных сетей, почтовых сервисов, поисковиков, сервисов по доставке еды, маркетплейсов и ряд других информационных ресурсов – всего около 400 веб-адресов. Перечень включает в себя даже Aliexpress. Эксперты сразу задались вопросом: насколько реально «социально значимы» все эти более чем 370 сайтов и нельзя ли обойтись без хотя бы части из них?
Недоумевали и операторы связи, понимая, что они понесут расходы: почему бесплатное для граждан не оплачивается государством? Имеют ли все люди право на «бесплатные социально значимые продукты» или «билеты на маршрутку»?
Кто оплачивает банкет?
В самом начале эксперимента, в марте 2020 Минкомсвязи выступало против компенсации расходов операторам связи за предоставление гражданам бесплатного доступа к значимым интернет-ресурсам. 19 апреля 2021 глава Минкомсвязи Максут Шадаев в ходе заседания Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи сказал, что бесплатный доступ к социально значимым сайтам для операторов будет монетизироваться за счет рекламы.
На что операторы связи отреагировали единогласно: воплотить показ рекламы по сценарию Wi-Fi в метро технически невозможно, так как подключение к сети оператора непрерывно и не повторяет механику Wi-Fi-сессии, в начале которой включается ролик.
Разместить рекламу во время абонентской сессии также невозможно, поскольку 90% трафика интернет-ресурсов передается по шифрованным протоколам (HTTPS), а доступ к сертификатам шифрования есть только у владельца интернет-ресурса. Таким образом, оператор связи не имеет технической возможности внедрить свою рекламу в шифрованный трафик. Стоит не забывать еще и о том, что большое количество рекламы, особенно на реально социально значимых ресурсах (те же Госуслуги, образовательные ресурсы и т. д.) скорее вызовет недовольство абонентов и вынудит их пользоваться блокировщиками рекламы.
Расходы провайдеры, несомненно, несут, вопрос только, какие? По итогам первых трех месяцев эксперимента комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей произвела подсчеты, согласно которым провайдеры домашнего интернета недополучили 190–220 млн руб. выручки (цифра меняется в зависимости от скорости доступа). Филипп Кулин, автор телеграм-канала «Эшер II», считает это «битвой цифр, взятых с потолка»:
«Я смотрю на новость – и вижу канцелярскую войну этих вот цифр. Непонятно, ни что это за провайдеры (в проводимом эксперименте был открытый список, все ли из него учитывались?), ни как определяли, что провайдеры именно домашние, ни как считали, что кто-то воспользовался данной услугой».
Тем не менее, перекладывать расходы по реализации только на провайдеров некорректно. Особенно если учитывать, что часть списка «Доступного интернета» – это ресурсы с потоковым видео. Разумеется, обеспечивать бесплатный просмотр потокового видео операторам связи сложнее и дороже, это напрямую влияет на качество оказываемых ими услуг.
Как можно было сделать лучше?
Еще в прошлом году Партия прямой демократии предлагала закрепить в тексте Конституции единство информационно-телекоммуникационного пространства страны как одного из приоритетов государственной политики в целях обеспечения как цифровой модернизации России, так и права граждан на беспрепятственный доступ к информации. ППД предлагала внести изменения в статью 114 Основного закона, согласно которой Правительство РФ «определяет перечень информационных ресурсов, доступ к которым на территории Российской Федерации является бесплатным».
Если брать за основу понятие «взаимодействия гражданина с государством», которое все больше переходит в интернет, то только государство и было бы обязано обеспечить бесплатный доступ к ресурсам, которые позволяют, собственно, взаимодействовать этому самому гражданину с государством. Речь идет о сайтах госорганов, СМИ с публикацией официальных сообщений и тому подобных. Доступ к ним должен быть бесплатен и доступен гражданину разнообразными способами в любое время.
В какой-то момент понятие «взаимодействие гражданина с государством» заменили на «социально значимые сайты». Тем не менее, одним из решений проблемы стало бы сокращение списка сайтов «Доступного интернета» до реально «социально значимых», то есть тех, с помощью которых гражданин взаимодействует с государством: получает выплаты, вносит налоговые декларации, узнает о публикации новых законов.
Вторым вариантом стало бы выделение каждому гражданину права на бесплатный интернет с минимальной скоростью и ограничением общего траффика. Ну а на какие сайты его расходовать, решали бы сами пользователи.