Электронный паспорт: светлое будущее или ужас грядущего?

Ранее МВД сооб­ща­ло о готов­но­сти выда­вать элек­трон­ные пас­пор­та граж­да­нам РФ, сей­час по инфор­ма­ции Минцфиры ста­ло извест­но о том, что до кон­ца 2022 года в трех реги­о­нах России появят­ся элек­трон­ные пас­пор­та, доку­мент будет пред­став­лен в двух вари­ан­тах – смарт-карта и при­ло­же­ние с QR-кодом. Ранее мой кол­ле­га, член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Борис Чигидин, ком­мен­ти­руя ситу­а­цию, отме­тил, что в ходе под­го­тов­ки внед­ре­ния дан­ной ини­ци­а­ти­вы власть так и не разъ­яс­ни­ла для чего имен­но нужен доку­мент ново­го образ­ца и насколь­ко без­опас­но его использование.

Действительно, на теку­щий момент не совсем ясно какой круг задач элек­трон­ный пас­порт будет спо­со­бен решать для сво­е­го вла­дель­ца, а в силу отсут­ствия подроб­ных тех­ни­че­ских дета­лей про­ек­та, слож­но попы­тать­ся спро­гно­зи­ро­вать, каким угро­зам новый доку­мент может быть подвержен. 

Наиболее ярким при­ме­ром исполь­зо­ва­ния ID кар­ты в каче­стве основ­но­го доку­мен­та явля­ет­ся Эстония. Там кар­ты выда­ют­ся граж­да­нам с 2002 года. По дан­ным за 2019 год, в Эстонии исполь­зу­ет­ся око­ло 1,3 мил­ли­о­на элек­трон­ных ID-карт, что состав­ля­ет почти 98% все­го насе­ле­ния стра­ны. Отчасти это свя­за­но с тем, что элек­трон­ное удо­сто­ве­ре­ние лич­но­сти явля­ет­ся обя­за­тель­ным доку­мен­том для граж­дан, достиг­ших 15-летнего возраста.

Сам доку­мент содер­жит в себе элек­трон­ную циф­ро­вую под­пись и дает доступ сво­е­му вла­дель­цу к широ­ко­му кру­гу услуг и воз­мож­но­стей:

  • основ­ное удо­сто­ве­ре­ние личности;
  • циф­ро­вые услу­ги, в том чис­ле онлайн-банк;
  • воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния циф­ро­вой под­пи­си для под­пи­са­ния дого­во­ров, заклю­че­ния сде­лок и полу­че­ния элек­трон­ных услуг, шиф­ро­ва­ние элек­трон­ных документов;
  • на ID кар­ту мож­но запи­сать дан­ные кли­ент­ских карт, даю­щих полу­че­ние раз­лич­ных ски­док и бону­сов в магазинах;
  • элек­трон­ное голо­со­ва­ние: уча­стие в выбо­рах, исполь­зуя дистан­ци­он­ное элек­трон­ное голосование.

Помимо все­го про­че­го, чип, раз­ме­щен­ный в кар­те, изна­чаль­но содер­жит био­мет­ри­че­скую инфор­ма­цию о сво­ем вла­дель­це. Как вид­но из опы­та Эстонии, ID кар­та поз­во­ля­ет решать доста­точ­но широ­кий круг задач в про­цес­сах вза­и­мо­дей­ствия граж­да­ни­на и госу­дар­ства. Какой функ­ци­о­нал будет зало­жен в рос­сий­ские элек­трон­ные пас­пор­та пока неиз­вест­но, поми­мо того, что пас­порт будет содер­жать био­мет­ри­че­ские дан­ные. В любом слу­чае мож­но сде­лать вывод, что потен­ци­ал у элек­трон­но­го пас­пор­та в части раз­лич­но­го функ­ци­о­на­ла может быть доста­точ­но высо­ким, все будет зави­сеть от реа­ли­за­ции про­ек­та, но непло­хо было бы уви­деть, напри­мер, воз­мож­ность запи­си в элек­трон­ный пас­порт таких доку­мен­тов как СНИЛС и води­тель­ское удостоверение.

Что каса­ет­ся вопро­са без­опас­но­сти исполь­зо­ва­ния элек­трон­ных пас­пор­тов, и тут Эстония дает очень яркий при­мер. Инцидент, свя­зан­ный с без­опас­но­стью ID карт, про­изо­шел в 2017 году, когда груп­па иссле­до­ва­те­лей про­ин­фор­ми­ро­ва­ла эстон­ские вла­сти об уяз­ви­мо­сти, кото­рая потен­ци­аль­но может повли­ять на циф­ро­вое исполь­зо­ва­ние эстон­ских ID-карт. Уязвимость затро­ну­ла почти 750 тысяч карт, выпу­щен­ных с 2014 года. В кар­тах, выпу­щен­ных ранее, исполь­зо­вал­ся дру­гой чип, поэто­му потен­ци­аль­ная угро­за на них не рас­про­стра­ня­лась. Впоследствии отно­ше­ния с постав­щи­ком чипов были разо­рва­ны. Данный при­мер хоро­шо иллю­стри­ру­ет то, что внед­ре­ние подоб­ных тех­но­ло­гий тре­бу­ет от ответ­ствен­ных за про­ект скру­пу­лез­но­го соблю­де­ния всех необ­хо­ди­мых про­це­дур, так как про­бле­мы могут быть, напри­мер, и на ста­дии изго­тов­ле­ния чипа, кото­рый потом будет внед­рен в пла­сти­ко­вую кар­ту и выдан граж­да­нам. Абсолютно защи­щен­ных систем не быва­ет, важ­но что­бы внед­ре­ние элек­трон­ных пас­пор­тов в России про­ис­хо­ди­ло спла­ни­ро­ва­но, с уче­том зара­нее спро­гно­зи­ро­ван­ных потен­ци­аль­ных угроз и рис­ков, а так­же спла­ни­ро­ван­ны­ми дей­стви­я­ми и отве­та­ми на каж­дую воз­мож­ную угро­зу. Поэтому в про­цес­се реа­ли­за­ции дан­но­го про­ек­та очень важ­но не торо­пить­ся, нужен чет­кий регла­мент и стро­гое сле­до­ва­ние это­му регла­мен­ту шаг за шагом. В про­тив­ном слу­чае, любая, даже самая незна­чи­тель­ная ошиб­ка может подо­рвать дове­рие сооте­че­ствен­ни­ков к дан­но­му проекту.

Кстати, а что сей­час с обще­ствен­ным мне­ни­ем по дан­но­му вопро­су? В 2019 и в 2020 году ВЦИОМ про­во­дил опро­сы, каса­ю­щи­е­ся внед­ре­ния элек­трон­ных пас­пор­тов в России. В опро­се 2019 года 59 % опро­шен­ных выска­за­лись в сво­ей него­тов­но­сти офор­мить элек­трон­ный пас­порт, а 39 % были в этом заин­те­ре­со­ва­ны. Опрос 2020 года пока­зы­вал уже иные циф­ры не в поль­зу элек­трон­но­го пас­пор­та: новый пас­порт хоте­ли бы офор­мить уже лишь 16 % рос­си­ян. Данные циф­ры вполне объ­яс­ни­мы, не подав­ля­ю­щее боль­шин­ство жела­ю­щих полу­чить новый доку­мент в 2019 году объ­яс­ня­ет­ся недо­ста­точ­но­стью инфор­ма­ции о новом доку­мен­те, о его функ­ци­ях и защи­щен­но­сти. В 2020 году сни­же­ние коли­че­ства жела­ю­щих мож­но объ­яс­нить лок­дау­ном и вве­де­ни­ем QR-кодов по всей стране, что вызва­ло охла­жде­ние инте­ре­са сооте­че­ствен­ни­ков к циф­ро­ви­за­ции в той части, где были затро­ну­ты вопро­сы лич­ных дан­ных, циф­ро­вых про­пус­ков, сво­бо­ды пере­дви­же­ния, и про­чая и прочая.

Также мас­ло в огонь в про­шлом году мог подлить ДИТ Москвы, кото­рый через сер­вис для про­вер­ки циф­ро­вых про­пус­ков мог полу­чить от поль­зо­ва­те­лей раз­ре­ше­ние на отправ­ку рекла­мы на сле­ду­ю­щие 10 лет. Как вид­но любые оплош­но­сти, кото­рые порой в нача­ле не вид­ны нево­ору­жен­ным гла­зом, впо­след­ствии могут испор­тить любой про­ект и сни­зить к нему дове­рие граж­дан. В свя­зи с этим перед Минцифрой сто­ит очень непро­стая, но инте­рес­ная зада­ча. При гра­мот­ной реа­ли­за­ции про­ек­та наши сооте­че­ствен­ни­ки могут полу­чить удоб­ный доку­мент и удоб­ный сер­вис, если ответ­ствен­ные за этот про­ект не ста­нут торо­пить­ся и будут стро­го сле­до­вать регла­мен­ту и всем необ­хо­ди­мым процедурам.

Член Высшего координационного совета
Партии прямой демократии
Андрей Филиппов
Фото: кадр из филь­ма «Пятый эле­мент», реж. Люк Бессон

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.