Проблемы местного самоуправления в России, часть 2
«Великая муниципальная афера» или самый главный вопрос – деньги
Из предыдущей статьи нашего цикла мы узнали, как федеральные и региональные власти старательно лишали местное самоуправление доходов. Пришло время разобраться в этом занимательном процессе подробнее. Начнём с источников доходов. Их совсем немного. Прежде всего – местные налоги и доли в федеральном налогообложении, затем – доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, и, наконец, доходы от муниципальных предприятий. Глядя на это список, нетрудно догадаться, что дела с доходами обстоят очень и очень плохо.
Источники доходов
И вот почему: возьмем доходы от муниципальных предприятий. Стоит отметить, что такие структуры создаются прежде всего для обеспечения функционирования муниципальных органов и выполнения ими определенных законами полномочий. Поэтому задача получения прибыли для таких организаций не то чтобы не стоит, но точно не является приоритетной. Рассмотрим в качестве примера один из развитых и богатых городов России – Казань. В списке городских предприятий, размещенных на сайте мэрии города, значатся 23 организации. Из них часть занимается типичными обеспечивающими функциями и явно не приносит городу никакого дохода. Например, МБУ «Департамент телекоммуникационных технологий города Казани» занимается «работами, направленными на создание условий для исполнения органами местного самоуправления Казани установленных законодательством полномочий», то есть это просто бывшие подразделения ИТ инфраструктуры мэрии, выведенные за штат муниципальной службы.
МУП «Городские мосты» осуществляет содержание мостовых сооружений Казани, МКУ «Автоматизированная система управления дорожным движением» эксплуатирует светофоры и системы управления движением, МУП «Городское благоустройство» занимается содержанием ливневой канализации и дорожных сетей, в ведении МУП «Горводзеленхоз» находятся парки, газоны, водоёмы и так далее. Понятно, что такие предприятия лишь поглощают бюджетные средства, но не создают их.
Впрочем, в Казани имеются другие предприятия, которые не могут не приносить хороший доход. Это МУП «Водоканал» (поставки воды, сети водоснабжения и водоотведения), ОАО «Сетевая компания» (распределение электроэнергии между потребителями) и АО «Казэнерго» (теплоснабжение и освещение города). В силу сформировавшейся в постсоветский период экономической реальности все компании-монополисты, получившие в наследство построенную сеть монопольной доставки, обеспечивающую конечных пользователей услугами, без которых невозможно существование городского социума (вода, электричество и тепло) – то есть обеспечивающие «последнюю милю» – очень прибыльны, почему и являются предметом пристального интереса как со стороны муниципалов, так и региональных властей, а также корпораций федерального уровня.
Однако стоит учитывать, что Казани очень повезло, это особо привилегированный богатый город, являющийся столицей особо привилегированной богатой национальной республики, чей статус заведомо выше статуса простых областей. Потому, как только мы проходим на уровень непривилегированных регионов русской провинции, сразу обнаруживается совсем иная картина. Часть из подобных высокоприбыльных компаний еще с 1990‑х или 2000‑х годов были переведены в иные формы собственности, проданы или переданы, после чего местное самоуправление утратило как контроль за ними, так и доходы от их деятельности. К тому же, начиная примерно с 2015 года, в России пошла новая очень мощная волна передела сфер влияния в муниципальной собственности. Воспользовавшись изменениями законодательства, о которых мы уже упоминали в прошлой статье, региональные власти начали изымать из местного ведения предприятия по тепло‑, водо- и электроснабжению, забирая их в свою региональную собственность. Причем, как правило, местные бюджеты за это не получали ровным счетом ничего. С них просто снималась ответственность за ту или иную задачу, а вместе с ней уходило имущество, инфраструктура и клиентская база, стоящие сотни миллионов, если не миллиардов рублей.
Примеров тому множество: Нижний Новгород, Калининград, Липецк, Ярославль и так далее. Почти все регионы России лишились весомой доли поступлений в бюджет. Чтобы понять, насколько процесс стал массовым, приведём пример навязывания такой политики: 24 сентября 2018 года замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис (будущий губернатор Мурманской области) заявил, что правительство РФ будет рекомендовать регионам России укрупнять их водоканалы. «Что касается укрупнений водоканалов – абсолютно правильный подход. … Многие субъекты идут по пути укрупнения …, создания областных водоканалов или групповых водоканалов, когда территория большая. Это позволяет оптимизировать издержки, сделать адекватную техническую службу и повышает эффективность кратно», – сказал Чибис. На самом деле, как показывают исследования, никакой оптимизации и сокращения расходов не произошло, но процесс, что называется – пошел.
Ценное имущество
Что же произошло с позаимствованным регионами ценным имуществом? Всё получилось просто замечательно. Основная схема работы в этой ситуации такова: предприятие безвозмездно (и совершенно законно – отказать невозможно) передается региону, затем заключается государственно-частное партнерство и легким движением руки лакомый кусок монопольного (или близкого к монополии) бизнеса достается большой федеральной кампании, с которой региональную власть связывают особенно теплые отношения. Предполагается, что это должно привести к значительным инвестициям в обновление сильно изношенной инфраструктуры, но на деле объем таких инвестиций не превышает самостоятельных возможностей бывшего муниципального предприятия. Зато тарифы растут, и растут серьезно. И тут очень кстати оказывается тот факт, что регулирование тарифов (сюрприз!) находится в ведении региональных властей. А «ну как не порадеть родному человечку». Остается, конечно, Федеральная антимонопольная служба как контролирующий орган, но спросите себя: часто ли она откликается на повышение тарифов на воду или тепло?
Эта история повторяется от одного региона к другому, и везде подобная передача собственности сопровождается скандалами, и везде заканчивается одним и тем же результатом. Если решили забрать – значит, точно заберут. Не помогут ни протесты общественности, ни публикации в прессе, ни жалобы в федеральные органы власти. Единственное, что в такой ситуации работает – это такой расклад политических и экономических сил в регионе, при котором муниципалитеты достаточно сильны, чтобы сопротивляться давлению губернаторов. Так что перед нами возникает следующая картина: сильные и богатые города смогли отстоять свои имущественные права и остались все так же сильны и богаты. Города бедные и слабые (а их большинство) лишились имущества, не получили за это никакой компенсации. Если бы муниципалитеты просто продали свои предприятия «последней мили», они хотя бы получили весьма немалую сумму, которую можно было пустить на благоустройство и развитие городского хозяйства.
Но самое интересное заключается в том, что выигрыш городов вроде Казани оказался временным. 27 декабря 2019 года появился 485-ФЗ, согласно которому государственные и муниципальные унитарные предприятия, работающие на конкурентном рынке, должны быть ликвидированы до 1 января 2025 года. Так что органы местного самоуправления той же Казани неожиданно оказались в ситуации, когда они вскоре утратят контроль над своими МУПами, которые неизбежно должны быть преобразованы в акционерные общества. Избежит акционирования лишь МУП «Водоканал», который является естественным монополистом. Обоснование принятия закона базируется на гипотезе, что государственные и муниципальные предприятия, присутствуя на рынке услуг, мешают конкуренции, так как якобы обладают привилегированным положением и создают условия, невыгодные предприятиям иных форм собственности. Понятно, что это объяснение не более чем фикция, так как управление государственным и муниципальным имуществом в России крайне неэффективно, очень громоздко и совсем не ориентировано на получение прибыли. Поэтому любая частная компания, действующая в условиях честной конкуренции, с большой долей вероятности обойдет неповоротливые унитарные предприятия.
Достаточно всего лишь гарантировать эту честную конкуренцию, для чего хватит правовых и налоговых механизмов. После чего неэффективные предприятия вскоре окажутся банкротами и будут куплены тем, кто продемонстрирует большую эффективность. Требуется всего лишь запретить «спасать» государственные и муниципальные предприятия бюджетными вливаниями, что действительно создает нечестную конкуренцию. Работают в убыток – пусть берут кредит в банке на общих основаниях и отвечают своим имуществом. Не смогли выкарабкаться – ликвидировать!
Принудительное акционирование унитарных предприятий
Так что стоит предположить, что на самом деле причина принудительного акционирования унитарных предприятий лежит как раз в интересах приближенных к органам власти компаний, которые, пользуясь административным ресурсом, смогут приобрести государственные и муниципальные предприятия в собственность на льготных условиях. Методов достижения этой цели более чем достаточно. В качестве примера можно рассказать историю, случившуюся в городе Ярославле.
В 2015 году мэрия Ярославля приняла решение продать принадлежащую городу компанию «Яртелесеть», еще одного монополиста с услугами «последней мили», обеспечивающего доставку в квартиры телевизионного сигнала и успевшего построить, пожалуй, самую большую в городе сеть оптической связи. Организация до этого жила хорошо, чувствовала себя уверенно, шла в рост. За год, предшествующий продаже, ее прибыль составила 40 миллионов рублей. Для небольшого города, каким является Ярославль, это очень серьезная сумма, учитывая тот факт, что почти все муниципальные предприятия традиционно приносили бюджету одни убытки. Казалось бы, зачем продавать доходную компанию, да еще и с хорошими перспективами? Но состоялся аукцион, в котором чудесным образом участвовали только два конкурента: крупная федеральная компания «Дом.ру», о договоренностях которой с мэрией давно ходили слухи, и некая компания-однодневка, созданная специально для того, чтобы конкурс состоялся – ООО «Онлайн Бюро».
Разумеется, сумма, полученная в результате аукциона, была именно той, о которой говорили в мэрии – 305 миллионов рублей. И это при том, что по оценке экспертов, приближенных к бывшему руководству предприятием, у «Яртелесети» имелся очень большой потенциал роста прибыли (что неудивительно для монополиста), а цена аукциона была ниже рыночной как минимум вдвое. Антимонопольное ведомство и арбитражный суд признали незаконность сделки, но несмотря на это «Дом.ру» продолжает успешно владеть полученной инфраструктурой и извлекать из нее прибыль. Цены за услуги, как и положено, ощутимо выросли.
Видим ли мы здесь коррупционную составляющую? Вполне возможно. Но это еще не все. Управление государственными и муниципальными предприятиями в целом устроено так, что они интересны муниципалам не как источник пополнения бюджетов, а как бездонный кошелек, в который периодически можно запускать руку. Бюджет государственных органов и местного самоуправления контролируется более или менее жестко, а бюджеты предприятий – дело куда более гибкое и свободное. Вот и возникают периодически в самых разных городах страны скандалы, когда муниципальные предприятия то вынуждены отчислять средства в неизвестные благотворительные фонды, которыми чисто случайно управляют приближённые к мэрии люди, то «добровольно» оплачивают концерты звезд эстрады на Дни города или украшение улиц к Новому году, то покупают автомобили бизнес-класса, которые затем возят городских чиновников.
Поступления из бюджетов
Но что же с поступлениями из бюджетов вышестоящего уровня? Их роль в бюджетах муниципалов крайне велика, поэтому давайте подробно рассмотрим, что происходит в этом сегменте межбюджетных отношений. Для начала сформулируем очевидный факт: бюджетная система в России устроена таким образом, что никакой город и даже регион (за редчайшими исключениями) не может быть финансово самостоятельным. Организация «вертикали власти» требует полной управляемости и подчинённости на местах, и поэтому большая часть средств изымается из бюджетов, уходит на верхний уровень и там перераспределяется. Когда в середине 2000‑х годов повсеместно вводилась эта система, аналитики отмечали, что она неизбежно приводит к отсутствию инициативы на местах и не поощряет зарабатывание средств – ведь все равно заработанные деньги отберут. Прошло полтора десятилетия, прогнозы полностью подтвердились: местное самоуправление предпочитает выпрашивать бюджетные трансферы. Да и на зарабатывание денег у муниципалов просто не остается средств: тут «социалку» бы вытащить, куда уж об инвестициях то думать.
В 2017 году Центр городской экономики «КБ Стрелка» провел большое исследование экономик региональных столиц, задействовав данные 79 городов. Финансовое состояние местного самоуправления, продемонстрированное этой работой, не может быть названо иначе как крайне удручающим. В исследованных городах (а это все региональные столицы, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Симферополя) проживает 27% населения нашей страны. При этом денег там невообразимо мало – лишь 3% консолидированного бюджета РФ. То есть почти треть граждан России живет в достаточно крупных городах, по размеру как центры субъектов федерации, но при этом на их долю приходится исчезающе малая доля средств. А если учесть, сколько людей проживает в малых городах и сельской местности, где им достается еще меньше денег, ситуация становится похожей на катастрофическую.
Половину бюджетных поступлений муниципалов составляют трансферы с федерального и регионального уровней. Причем существует чётко фиксируемая зависимость: чем меньше город, тем более значимыми в его бюджете будут безвозмездные поступления. Города не имеют никаких механизмов, позволяющих влиять на их размер. Более того, трансферы уже давно стали эффективным инструментом обеспечения лояльности органов местного самоуправления. Стоит во главе города оказаться политику, неугодному региональной или федеральной власти, как денежный поток в город начинает стремительно мельчать. И, наоборот, если власти надо быстро создать популярность своему ставленнику, объем финансовых поступлений может быть без всяких на то оснований резко увеличен.
Значительная (если не большая) часть безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов носит адресный характер и выделяется на условиях софинансирования. Это приводит к следующим проблемам: во-первых, городское руководство не уверено в стабильности денежного потока. Сегодня удалось договориться об участии в той или иной программе и деньги пришли, а завтра такие договорённости не сложились и город остался с пустым кошельком. Или же город опередит другой, на который сейчас обращают внимание власти. Мотивы могут быть разные, но фавориты и аутсайдеры найдутся всегда. Так и получается, что от мэров требуется не столько умение управлять сложным и многообразным городским хозяйством, сколько проводить время в региональных и московских коридорах власти, договариваясь о поступлении бюджетных средств.
Во-вторых, и это, пожалуй, самое опасное, механизм софинансирования подразумевает наличие особых программ, выполнение которых будет контролироваться всеми сторонами-участниками финансирования (и это еще один элемент потери местным самоуправлением самостоятельности в принятиях решений), а средства предоставляются лишь на условиях наличия софинансирования у получающей стороны, а также выполнения ею показателей программы. Здесь кроется большая неприятность. В условиях постоянного дефицита средств у муниципалов может оказаться так, что на софинансирование не хватило немного средств, совсем чуть-чуть. Это означает, что уже поступившие средства из бюджета верхнего уровня израсходованы не будут и их придётся вернуть. Что приведет к тому, что с высокой долей вероятности в следующем году субсидию или не дадут, или урежут. Для богатых городов такие ограничение малосущественно, но для бедных муниципалитетов порождает серьезную проблему, с которой постоянно сталкиваются органы местного самоуправления, особенно в малых городах и сельской местности.
Налоги
И, наконец, о налогах. Органам местного самоуправления оставлены лишь два самых незначительных налога: на имущество физических лиц и земельный налог. И тот, и другой зависят от кадастровой стоимости земли и недвижимости, находящихся в пределах муниципального образования. В последние год-два это породило множество конфликтов. На фоне увеличивающегося налогового бремени на граждан РФ, сопровождаемого многолетним кризисом в экономике и последствиями пандемии covid-19, многие владельцы недвижимости с удивлением обнаружили, что кадастровая стоимость их имущества увеличилась порой вдвое, а порой даже в несколько раз.
Причина проста – органы местного самоуправления в поисках средств увеличить поступления в бюджет местные власти повышают стоимость квадратных метров, исходя из которой рассчитывается кадастровая стоимость. Кроме того, на кадастровую стоимость влияет инфраструктура, так что нередки абсурдные ситуации, когда владельцы маленькой квартиры в старом изношенном доме будут платить больший налог, чем владельцы большой недвижимости в новостройке. А все потому, что старый дом расположен в районе, который оценщик признал «более обустроенным».
В целом такой механизм можно было бы признать правильным, так как теоретически он способствует возникновению социальной стратификации, когда горожане с разным доходом концентрируются в разных частях города (о пользе чего мы уже упоминали в первой статье). Но, чтобы запустить этот механизм, требуются дешевые ипотечные кредиты, доступные цены на жилье и стабильная экономическая ситуация. Так что стратификации не происходит, а вот ощущение того, что власти потеряли чувство меры, проявляется все сильнее и сильнее.
Конечно, теоретически можно оспорить назначенную кадастровую стоимость. Но процесс это долгий, сложный и затратный. Существуют комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой экспертизы. Но они принимают жалобы лишь в течение шести месяцев после оценки. Разумеется, никто не собирается уведомлять граждан об изменившейся стоимости, так что скорее всего они узнают о выросшем налоге лишь только когда почта доставит соответствующее уведомление. Тем, кто не смог обжаловать решение в комиссии, предстоит решать проблему через суд, что сложно, долго, дорого и не гарантирует положительный результат. То есть система устроена так, что большинству проще смириться и заплатить (или не заплатить, о чем ниже).
Кадастровая стоимость теряет всякую связь с рыночной стоимостью жилья, оказываясь выше её и именно по такой, завышенной стоимости, приходится платить налог. Последствия принятых решений не замедлили проявится. В 2019 году стало известно, что за год собираемость налога на имущество физических лиц в среднем по России упала на 2,5%, а общая задолженность по их уплате уже сравнялась с годовой суммой поступлений. Информации о собираемости налогов за 2019 год еще не поступило, но можно предположить, что на фоне нарастающих проблем ситуация будет только ухудшаться.
При этом аудитор Счетной палаты РФ Штогрин, проводивший проверку администрирования имущественных налогов за 2018 год, заявил: «Земельный налог и налог на имущество физлиц – это налоги, которые должны фактически формировать бюджеты муниципальных образований. Они вообще несостоятельные по своей сумме и не могут никак обеспечить даже в какой-то минимальной степени необходимые расходы муниципальных образований. Они даже несоизмеримы с коммунальными платежами». Таким образом получается, что с одной стороны налог надо повышать, а с другой стороны население не хочет платить налог, исчисляемый абсолютно произвольным образом. Да и слова аудитора о «несостоятельности суммы» стоит признать лукавством. Для жителей провинции налог на имущество после роста кадастровой стоимости жилья» стал крайне неприятным сюрпризом, который весьма больно бьет по карману. Любое увеличение этого налога будет лишь порождать недовольство при увеличении задолженности. Так местное самоуправление с помощью федеральных властей загнало себя в тупик: повышение налога на имущество физических лиц не приводит к росту бюджетных поступлений, а лишь разжигает общественное недовольство.
Что касается земельного налога, то его роль в формировании бюджетов крайне невелика – около 2% налоговых поступлений. Кроме того, ситуация в налоговом законодательстве РФ изрядно запутана тем, что существуют отдельные налоги на недвижимость (как физических, так и юридических лиц) и на землю, в то время как в юридической практике развитых стран (и России до 1917 года) все они объединяются в единый налог на недвижимое имущество, который обычно и называется земельным налогом. В РФ неоднократно пытались ввести такой налог, но по непонятным причинам постоянно отказывались от этой идеи. Некоторые эксперты утверждают, что причина лежит в упрямом нежелании части лиц, принимающих решения, сделать рынок недвижимости более «прозрачным». В любом случае, проблема данного налога в том, что даже при гипотетической идеальной собираемости он муниципальные бюджеты не спасёт.
Третий из местных налогов – торговый сбор. Он появился совсем недавно в 2015 году, может вводиться лишь на территории городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, и поэтому рассматривать его как значимый источник финансирования для органов местного самоуправления бессмысленно.
Остается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). С ним все очень интересно. Налог считается федеральным, но 85% зачисляются в региональный бюджет, а 15% остается в местном бюджете. Таким образом, сейчас главные выгодополучатели такой налоговой схемы – это прежде всего густонаселенные регионы с высокими доходами населения и власти субъектов федерации в целом. Сейчас этот налог – главный источник наполнения местных бюджетов, составляющий в среднем по России 25% их доходов.
Но посмотрим на историю распределения поступлений от НДФЛ. В период 1992–1997 годов в местных бюджетах оставалось до 75% собранных сумм. Остальные 25% уходили в бюджет субъекта федерации. В 1998 году региональные бюджеты решили укрепить и поделили налог пополам. В 2004 году у местного самоуправления забрали еще 10%, отдав их субъектам федерации, с 2012 года эта доля уменьшилась до 20%, а с 2014 года до 15%. Дальше понижать уже было нечего – муниципалы и так сидели на голодном пайке.
Самое интересное, что перераспределение оправдывалось еще и требованиями развития бедных территорий. Но оказалось, что и тут предложенная схема не работает. Вот, что писал журнал «Эксперт-Волга» еще в 2007 году, когда в местных бюджетах оставалась еще немалая доля налоговых поступлений: «…чем больше налогов забирает Москва, тем меньше стимулов у них [регионов и местного самоуправления] для эффективной работы. В самом крупном проигрыше оказываются регионы-доноры. Ведь они, по сути, оплачивают развитие своих депрессивных соседей. Но и те видят минусы в сложившейся схеме: по их подсчетам, у них забирают больше, чем они получают обратно. От недостатка денег … страдают, прежде всего, необеспеченные граждане, которым не удается получить все положенные компенсации и выплаты. Таким образом, схема, внешне имеющая столько плюсов, не работает, вызывая вполне понятное недовольство местных властей». Прогнозы, как мы видим в 2020 году, полностью оправдались.
Характерный пример: по мнению экспертов, изучавших органы региональной власти и местного самоуправления, период с 1992 по 2004 годы был временем, когда в регионах существовала ситуация, в которой мэр крупного города по влиянию мог не уступать губернатору. Причина этого как раз в том, что местное самоуправление располагало достаточными налоговыми поступлениями, чтобы иметь возможность вести себя независимо по отношению к региональным властям. Такая политика была решительно отвергнута с 2004 года, после чего возможности городов и их мэров существенно сократились, а возможности для «муниципальной фронды» остались в лучшем случае в десятке крупнейших городов страны. Органы местного управления стали полностью подконтрольны местной власти. Централизация была достигнута через удушение муниципальных свобод, прямо связанных с финансовыми возможностями.
Так за шестнадцать последних лет в России почти незаметно для ее населения произошла «Великая муниципальная афера», носящая революционный характер. Местные бюджеты под разговоры о реформе местного самоуправления лишили доходного имущества и налоговых поступлений, создав все необходимые условия для политического подчинения власти.
Публикация подготовлена аналитической службой Партии прямой демократии