Электронный паспорт: светлое будущее или ужас грядущего?
Ранее МВД сообщало о готовности выдавать электронные паспорта гражданам РФ, сейчас по информации Минцфиры стало известно о том, что до конца 2022 года в трех регионах России появятся электронные паспорта, документ будет представлен в двух вариантах – смарт-карта и приложение с QR-кодом. Ранее мой коллега, член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин, комментируя ситуацию, отметил, что в ходе подготовки внедрения данной инициативы власть так и не разъяснила для чего именно нужен документ нового образца и насколько безопасно его использование.
Действительно, на текущий момент не совсем ясно какой круг задач электронный паспорт будет способен решать для своего владельца, а в силу отсутствия подробных технических деталей проекта, сложно попытаться спрогнозировать, каким угрозам новый документ может быть подвержен.
Наиболее ярким примером использования ID карты в качестве основного документа является Эстония. Там карты выдаются гражданам с 2002 года. По данным за 2019 год, в Эстонии используется около 1,3 миллиона электронных ID-карт, что составляет почти 98% всего населения страны. Отчасти это связано с тем, что электронное удостоверение личности является обязательным документом для граждан, достигших 15-летнего возраста.
Сам документ содержит в себе электронную цифровую подпись и дает доступ своему владельцу к широкому кругу услуг и возможностей:
- основное удостоверение личности;
- цифровые услуги, в том числе онлайн-банк;
- возможность использования цифровой подписи для подписания договоров, заключения сделок и получения электронных услуг, шифрование электронных документов;
- на ID карту можно записать данные клиентских карт, дающих получение различных скидок и бонусов в магазинах;
- электронное голосование: участие в выборах, используя дистанционное электронное голосование.
Помимо всего прочего, чип, размещенный в карте, изначально содержит биометрическую информацию о своем владельце. Как видно из опыта Эстонии, ID карта позволяет решать достаточно широкий круг задач в процессах взаимодействия гражданина и государства. Какой функционал будет заложен в российские электронные паспорта пока неизвестно, помимо того, что паспорт будет содержать биометрические данные. В любом случае можно сделать вывод, что потенциал у электронного паспорта в части различного функционала может быть достаточно высоким, все будет зависеть от реализации проекта, но неплохо было бы увидеть, например, возможность записи в электронный паспорт таких документов как СНИЛС и водительское удостоверение.
Что касается вопроса безопасности использования электронных паспортов, и тут Эстония дает очень яркий пример. Инцидент, связанный с безопасностью ID карт, произошел в 2017 году, когда группа исследователей проинформировала эстонские власти об уязвимости, которая потенциально может повлиять на цифровое использование эстонских ID-карт. Уязвимость затронула почти 750 тысяч карт, выпущенных с 2014 года. В картах, выпущенных ранее, использовался другой чип, поэтому потенциальная угроза на них не распространялась. Впоследствии отношения с поставщиком чипов были разорваны. Данный пример хорошо иллюстрирует то, что внедрение подобных технологий требует от ответственных за проект скрупулезного соблюдения всех необходимых процедур, так как проблемы могут быть, например, и на стадии изготовления чипа, который потом будет внедрен в пластиковую карту и выдан гражданам. Абсолютно защищенных систем не бывает, важно чтобы внедрение электронных паспортов в России происходило спланировано, с учетом заранее спрогнозированных потенциальных угроз и рисков, а также спланированными действиями и ответами на каждую возможную угрозу. Поэтому в процессе реализации данного проекта очень важно не торопиться, нужен четкий регламент и строгое следование этому регламенту шаг за шагом. В противном случае, любая, даже самая незначительная ошибка может подорвать доверие соотечественников к данному проекту.
Кстати, а что сейчас с общественным мнением по данному вопросу? В 2019 и в 2020 году ВЦИОМ проводил опросы, касающиеся внедрения электронных паспортов в России. В опросе 2019 года 59 % опрошенных высказались в своей неготовности оформить электронный паспорт, а 39 % были в этом заинтересованы. Опрос 2020 года показывал уже иные цифры не в пользу электронного паспорта: новый паспорт хотели бы оформить уже лишь 16 % россиян. Данные цифры вполне объяснимы, не подавляющее большинство желающих получить новый документ в 2019 году объясняется недостаточностью информации о новом документе, о его функциях и защищенности. В 2020 году снижение количества желающих можно объяснить локдауном и введением QR-кодов по всей стране, что вызвало охлаждение интереса соотечественников к цифровизации в той части, где были затронуты вопросы личных данных, цифровых пропусков, свободы передвижения, и прочая и прочая.
Также масло в огонь в прошлом году мог подлить ДИТ Москвы, который через сервис для проверки цифровых пропусков мог получить от пользователей разрешение на отправку рекламы на следующие 10 лет. Как видно любые оплошности, которые порой в начале не видны невооруженным глазом, впоследствии могут испортить любой проект и снизить к нему доверие граждан. В связи с этим перед Минцифрой стоит очень непростая, но интересная задача. При грамотной реализации проекта наши соотечественники могут получить удобный документ и удобный сервис, если ответственные за этот проект не станут торопиться и будут строго следовать регламенту и всем необходимым процедурам.
Член Высшего координационного совета Партии прямой демократии Андрей Филиппов