Насколько прогрессивно прогрессивное налогообложение?
Владимир Путин предложил увеличить ставку налога для физических лиц с 13 до 15% в год – для тех, кто зарабатывает более 5 млн руб. в год и только на доходы свыше указанной суммы, соответствующей, кстати, зарплате в 416,7 тыс. руб. в месяц до уплаты налогов.
По словам президента, таким образом бюджет сможет получить дополнительные 60 миллиардов рублей, которые пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями. Президент считает, что единая 13% планка налогообложения, хоть и была необходима в момент её введения, сейчас кажется несправедливой.
Прогрессивная шкала налогообложения подоходного налога уже действовала в России, притом относительно недавно. В 1992 – 2000 гг. ставка составляла от 12% до 30–45% (в разное время по-разному). Единую ставку в 13% установили с 2001 года, а реализацию прогрессивной шкалы сочли неудачной, поскольку работодатели стремились занижать белую зарплату сотрудников для ухода от налогов.
Владимир Путин считает, что пришло время перемен:
«Введение [плоской шкалы] в свое время позволило вывести зарплаты и доходы из тени, упростить, сделать понятным налоговое администрирование. Если учесть, что после введения плоской шкалы НДФЛ собираемость налогов увеличилась, причем увеличилась значительно, эти дополнительные средства государство получило возможность направить на решение социальных задач, то станет ясно, что справедливость тут абсолютно ни при чем», — объяснил президент.
По данным Росстата, зарплаты свыше 3 млн руб. в год получают всего 0,8% работающих, что составляет около 500 тыс. человек.
Комментирует ситуацию с налоговой шкалой член ВКС Партии прямой демократии Дмитрий Лысаковский:
Разговоры о прогрессивной шкале налогообложения должны вестись лишь после соблюдения государством двух базовых условий: 1) наличия некоего необлагаемого налогами минимума и 2) осознания государством необходимости предоставлять гражданам услуги надлежащего качества за уплаченные ими налоги. Первое говорит об эффективном налоговом планировании, второе – о намерении иметь достаточную собираемость налогов, а не просто декларировать популистскую меру. Налоговое администрирование в РФ не может продемонстрировать ни того, ни другого, а опирается на излишне сложные (НДС), неэффективные и зачастую опасные для налогоплательщиков (НП), экономически неоправданные (Налог с владельцев ТС) налоговые модели.
Предложенное Путиным не ново: это, по сути, «налог солидарности» и по структуре повторяет введённый в Италии с 2012 года Contributo di solidarietà, который, к слову, дважды был предметом рассмотрения на соответствие конституции страны. В РФ такое маловероятно, хотя бы, в силу абсолютной власти автора предложения над судьями Конституционного суда после принятия «поправок».
Пожелание «окрасить» эти деньги, высказанное Путиным, представляет нововведение скорее не как сознательно введённый налог, то есть как часть публичного договора граждан с властью, а как обязательное пожертвование со стороны тех, кому разрешено подходить к «кормушке».Оно необходимо, чтобы успокоить их совесть и дать многим из них иллюзию того, что он не просто казнокрад и расхититель («эффективный менеджер»), а меценат и благотворитель. То есть, всего лишь предоставить возможность ближнему кругу «откупиться» от гласа своей совести. Может быть, это приведёт и к исчезновению с экранов телевизоров программ со сбором пожертвований – но не потому, что денег будет достаточно, а потому, что эти программы будут доставлять дискомфорт «меценатам поневоле».
Безусловно, в теории этот налог сможет быть использован для благих дел. На практике государство, перекладывающее заботу об одних избранных согражданах (да, детские орфанные заболевания – это дорого, но ведь есть и нередкие заболевания, требующие не меньших затрат, которыми болеют взрослые: чем они хуже?) на плечи других, явно признаёт свою недееспособность как администратора. В результате – у нас очень велик шанс получить перераспределение вновь собираемых средств в пользу производителей очередного «арбидола».