До травмпункта с ветерком
Самокаты, автомобили и пешеходы: как сделать так, чтобы всем на дороге хватало места?
В Москве собираются ввести меры по регулированию езды на электросамокатах: при передвижении по проезжей части к ним будут применяться ПДД, а в пешеходных зонах перемещаться можно будет только со скоростью пешеходного потока. Для прокатных самокатов хотят ограничить скорость 25 километрами в час, а в пешеходных зонах – 15 км/ч.
Выступая на ПМЭФ, заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов отметил как увеличение использования самокатов в Москве, так и рост количества аварий.
Передвигающийся со скоростью более 25 км/ч самокат опасен и для пользователя, не использующего средства индивидуальной защиты, и для пешеходов. И люди ощущают эту опасность, поддерживая введение законодательных ограничений на передвижение самокатов.
Согласно недавнему опросу сервиса SuperJob, почти половина россиян (49%) поддерживает ограничения для электросамокатов. Против высказались всего 23% опрошенных, 28% не определились.
Интересно, что сторонников введения соответствующего законодательства больше среди мужчин, из них поддержали данное начинание 52%, в то время как из женщин – только 45%. Также процент сторонников регулирования выше среди опрошенных более старшего возраста: 39% среди россиян до 34 лет и 58% среди тех, кому 45 и более.
Ряд людей считает, что, помимо ограничения скорости для самокатов, сегвеев и тому подобных средств передвижения, необходимо еще и выделить некую категорию водительских прав для управления ими, а также запретить езду по пешеходным зонам и тротуарам.
Но какие же меры решат проблему безопасности и самокатчиков, и пешеходов? Рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
На рост статистики ДТП с участием электросамокатов мы обратили внимание еще в прошлом году. В свете недавнего резонансного происшествия в Санкт-Петербурге, когда в трех разных районах города сбили детей, на проблему электросамокатов вновь стали обращать пристальное внимание соответствующие структуры. Если до этого мы имели два различных предложения от Минтранса с МВД с одной стороны, и Общественной палаты – с другой, то теперь сам резонансный инцидент взят на контроль в Следственном комитете, а к проблеме регулирования ситуации с электросамокатами уже подключился Президентский Совет по правам человека (СПЧ), предложив оснастить электросамокаты номерными знаками.
Как вписать электросамокат в законодательство и в ПДД, это отдельная тема, над которой мы уже размышляли ранее. На фоне предложений Минтранса, Общественной палаты и СПЧ, подготовленные московскими властями меры кажутся полезными, но это лишь местная попытка решить глобальную проблему. Сами же меры не новы, а повторяют опыт европейских стран и Израиля. И даже при таком подходе возникнут нюансы, которые заранее следует принять во внимание. Предложенные Дептрансом меры по ограничению скорости самоката до 25 км/ч не решают проблему безопасности на тротуарах: в случае столкновения с пешеходом 25 км/ч это по-прежнему большая и опасная для человека скорость. Да, Дептранс дополнительно договорился с основными компаниями, занимающимися прокатом, о введении технических решений для снижения скорости в специальных зонах до 15 км/ч, но эти зоны не покроют абсолютно все тротуары.
А между тем ситуация с электросамокатами попала в поле зрения портала roem.ru, обратившего внимание, что в Петербурге каждый день в медучреждения поступают пациенты с серьезными травмами, полученными в результате катания на электрических самокатах или же от столкновения с ними. Причем статистика и так пугающая, травматологи бьют тревогу, но надо понимать, что в действительности инцидентов еще больше, просто не все пострадавшие обращаются за помощью в медучреждения.
Если совсем убрать самокаты с тротуаров, то нужно будет готовиться уже к другой проблеме – росту количества ДТП с участием автомобилей и электросамокатов. Что и происходит в Тель-Авиве, где электросамокаты буквально убивают людей. Корни проблемы просматриваются в 2019 году, когда были введены меры по снижению скорости электросамокатов на определенных территориях города и осуществлен полный запрет передвижения электросамокатов по тротуарам. Причем это были примерно те же меры, что сейчас вводит Дептранс Москвы, те же 15 км/ч в некоторых зонах города, с тем лишь исключением, что в Израиле пошли дальше и на некоторых территориях Тель-Авива электросамокат вообще отключается и его можно только толкать, спешившись, как обычный самокат, не оснащенный вообще каким-либо двигателем. Дело в том, что в Тель-Авиве введен полный запрет на передвижение самокатов по тротуарам, но не везде есть велодорожки, и владельцы самокатов часто передвигаются по проезжей части, попадая в ДТП. Власти города борются с «плохой статистикой» через расширение сети велодорожек, создавая инфраструктуру, специально предназначенную для данного вида транспорта.
В связи с этим можно отметить, что меры Дептранса хоть и хорошие, но недостаточные. Будут в новых условиях владельцы самокатов наезжать на пешеходов? Будут, но на меньшей скорости. На этом фоне хочется упомянуть о необходимости развития культуры вождения этих транспортных средств, но для любой культуры нужна основа: нормативно-правовая база и необходимая транспортная инфраструктура. Сами особенности данных транспортных средств диктуют эти условия: на тротуаре электросамокат опасен для пешехода, на проезжей части – уже для владельца и других участников дорожного движения.