До травмпункта с ветерком

Самокаты, автомобили и пешеходы: как сделать так, чтобы всем на дороге хватало места?

В Москве соби­ра­ют­ся вве­сти меры по регу­ли­ро­ва­нию езды на элек­тро­са­мо­ка­тах: при пере­дви­же­нии по про­ез­жей части к ним будут при­ме­нять­ся ПДД, а в пеше­ход­ных зонах пере­ме­щать­ся мож­но будет толь­ко со ско­ро­стью пеше­ход­но­го пото­ка. Для про­кат­ных само­ка­тов хотят огра­ни­чить ско­рость 25 кило­мет­ра­ми в час, а в пеше­ход­ных зонах – 15 км/ч.

Выступая на ПМЭФ, замм­э­ра сто­ли­цы по вопро­сам транс­пор­та Максим Ликсутов отме­тил как уве­ли­че­ние исполь­зо­ва­ния само­ка­тов в Москве, так и рост коли­че­ства аварий.

Передвигающийся со ско­ро­стью более 25 км/ч само­кат опа­сен и для поль­зо­ва­те­ля, не исполь­зу­ю­ще­го сред­ства инди­ви­ду­аль­ной защи­ты, и для пеше­хо­дов. И люди ощу­ща­ют эту опас­ность, под­дер­жи­вая вве­де­ние зако­но­да­тель­ных огра­ни­че­ний на пере­дви­же­ние самокатов.

Согласно недав­не­му опро­су сер­ви­са SuperJob, почти поло­ви­на рос­си­ян (49%) под­дер­жи­ва­ет огра­ни­че­ния для элек­тро­са­мо­ка­тов. Против выска­за­лись все­го 23% опро­шен­ных, 28% не определились.

Интересно, что сто­рон­ни­ков вве­де­ния соот­вет­ству­ю­ще­го зако­но­да­тель­ства боль­ше сре­ди муж­чин, из них под­дер­жа­ли дан­ное начи­на­ние 52%, в то вре­мя как из жен­щин – толь­ко 45%. Также про­цент сто­рон­ни­ков регу­ли­ро­ва­ния выше сре­ди опро­шен­ных более стар­ше­го воз­рас­та: 39% сре­ди рос­си­ян до 34 лет и 58% сре­ди тех, кому 45 и более.

Ряд людей счи­та­ет, что, поми­мо огра­ни­че­ния ско­ро­сти для само­ка­тов, сег­ве­ев и тому подоб­ных средств пере­дви­же­ния, необ­хо­ди­мо еще и выде­лить некую кате­го­рию води­тель­ских прав для управ­ле­ния ими, а так­же запре­тить езду по пеше­ход­ным зонам и тротуарам.

Но какие же меры решат про­бле­му без­опас­но­сти и само­кат­чи­ков, и пеше­хо­дов? Рассуждает член ВКС Партии пря­мой демо­кра­тии Андрей Филиппов:

На рост ста­ти­сти­ки ДТП с уча­сти­ем элек­тро­са­мо­ка­тов мы обра­ти­ли вни­ма­ние еще в про­шлом году. В све­те недав­не­го резо­нанс­но­го про­ис­ше­ствия в Санкт-Петербурге, когда в трех раз­ных рай­о­нах горо­да сби­ли детей, на про­бле­му элек­тро­са­мо­ка­тов вновь ста­ли обра­щать при­сталь­ное вни­ма­ние соот­вет­ству­ю­щие струк­ту­ры. Если до это­го мы име­ли два раз­лич­ных пред­ло­же­ния от Минтранса с МВД с одной сто­ро­ны, и Общественной пала­ты – с дру­гой, то теперь сам резо­нанс­ный инци­дент взят на кон­троль в Следственном коми­те­те, а к про­бле­ме регу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции с элек­тро­са­мо­ка­та­ми уже под­клю­чил­ся Президентский Совет по пра­вам чело­ве­ка (СПЧ), пред­ло­жив осна­стить элек­тро­са­мо­ка­ты номер­ны­ми знаками.

Как впи­сать элек­тро­са­мо­кат в зако­но­да­тель­ство и в ПДД, это отдель­ная тема, над кото­рой мы уже раз­мыш­ля­ли ранее. На фоне пред­ло­же­ний Минтранса, Общественной пала­ты и СПЧ, под­го­тов­лен­ные мос­ков­ски­ми вла­стя­ми меры кажут­ся полез­ны­ми, но это лишь мест­ная попыт­ка решить гло­баль­ную про­бле­му. Сами же меры не новы, а повто­ря­ют опыт евро­пей­ских стран и Израиля. И даже при таком под­хо­де воз­ник­нут нюан­сы, кото­рые зара­нее сле­ду­ет при­нять во вни­ма­ние. Предложенные Дептрансом меры по огра­ни­че­нию ско­ро­сти само­ка­та до 25 км/ч не реша­ют про­бле­му без­опас­но­сти на тро­туа­рах: в слу­чае столк­но­ве­ния с пеше­хо­дом 25 км/ч это по-прежнему боль­шая и опас­ная для чело­ве­ка ско­рость. Да, Дептранс допол­ни­тель­но дого­во­рил­ся с основ­ны­ми ком­па­ни­я­ми, зани­ма­ю­щи­ми­ся про­ка­том, о вве­де­нии тех­ни­че­ских реше­ний для сни­же­ния ско­ро­сти в спе­ци­аль­ных зонах до 15 км/ч, но эти зоны не покро­ют абсо­лют­но все тротуары. 

А меж­ду тем ситу­а­ция с элек­тро­са­мо­ка­та­ми попа­ла в поле зре­ния пор­та­ла roem.ru, обра­тив­ше­го вни­ма­ние, что в Петербурге каж­дый день в мед­учре­жде­ния посту­па­ют паци­ен­ты с серьез­ны­ми трав­ма­ми, полу­чен­ны­ми в резуль­та­те ката­ния на элек­три­че­ских само­ка­тах или же от столк­но­ве­ния с ними. Причем ста­ти­сти­ка и так пуга­ю­щая, трав­ма­то­ло­ги бьют тре­во­гу, но надо пони­мать, что в дей­стви­тель­но­сти инци­ден­тов еще боль­ше, про­сто не все постра­дав­шие обра­ща­ют­ся за помо­щью в медучреждения.

Если совсем убрать само­ка­ты с тро­туа­ров, то нуж­но будет гото­вить­ся уже к дру­гой про­бле­ме – росту коли­че­ства ДТП с уча­сти­ем авто­мо­би­лей и элек­тро­са­мо­ка­тов. Что и про­ис­хо­дит в Тель-Авиве, где элек­тро­са­мо­ка­ты бук­валь­но уби­ва­ют людей. Корни про­бле­мы про­смат­ри­ва­ют­ся в 2019 году, когда были вве­де­ны меры по сни­же­нию ско­ро­сти элек­тро­са­мо­ка­тов на опре­де­лен­ных тер­ри­то­ри­ях горо­да и осу­ществ­лен пол­ный запрет пере­дви­же­ния элек­тро­са­мо­ка­тов по тро­туа­рам. Причем это были при­мер­но те же меры, что сей­час вво­дит Дептранс Москвы, те же 15 км/ч в неко­то­рых зонах горо­да, с тем лишь исклю­че­ни­ем, что в Израиле пошли даль­ше и на неко­то­рых тер­ри­то­ри­ях Тель-Авива элек­тро­са­мо­кат вооб­ще отклю­ча­ет­ся и его мож­но толь­ко тол­кать, спе­шив­шись, как обыч­ный само­кат, не осна­щен­ный вооб­ще каким-либо дви­га­те­лем. Дело в том, что в Тель-Авиве вве­ден пол­ный запрет на пере­дви­же­ние само­ка­тов по тро­туа­рам, но не вез­де есть вело­до­рож­ки, и вла­дель­цы само­ка­тов часто пере­дви­га­ют­ся по про­ез­жей части, попа­дая в ДТП. Власти горо­да борют­ся с «пло­хой ста­ти­сти­кой» через рас­ши­ре­ние сети вело­до­ро­жек, созда­вая инфра­струк­ту­ру, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ную для дан­но­го вида транспорта.

В свя­зи с этим мож­но отме­тить, что меры Дептранса хоть и хоро­шие, но недо­ста­точ­ные. Будут в новых усло­ви­ях вла­дель­цы само­ка­тов наез­жать на пеше­хо­дов? Будут, но на мень­шей ско­ро­сти. На этом фоне хочет­ся упо­мя­нуть о необ­хо­ди­мо­сти раз­ви­тия куль­ту­ры вожде­ния этих транс­порт­ных средств, но для любой куль­ту­ры нуж­на осно­ва: нормативно-правовая база и необ­хо­ди­мая транс­порт­ная инфра­струк­ту­ра. Сами осо­бен­но­сти дан­ных транс­порт­ных средств дик­ту­ют эти усло­вия: на тро­туа­ре элек­тро­са­мо­кат опа­сен для пеше­хо­да, на про­ез­жей части – уже для вла­дель­ца и дру­гих участ­ни­ков дорож­но­го движения.

Поделиться

Подписаться на рассылку новостей
Партии прямой демократии

Directed by Pixel Imperfect Studio. Produced by Git Force Programming LLC.