Техосмотр: да, так можно было
В Госдуме поддерживают идею МВД о введении добровольного техосмотра для частных легковых автомобилей
Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев полагает, что именно обязательный техосмотр ограничивает пенсионеров, не давая им возможности купить себе новый автомобиль. Ведь машины солидного возраста не проходят техосмотр, следовательно, пенсионеры не могут доехать до дач на своих стареньких легковушках.
Депутат считает, что на безопасность дорожного движения сильно влияет средний возраст машин на дорогах: чем машины новее, тем ниже будут риски опасных последствий при ДТП. Как следствие, Васильев предлагает государству развивать поддержку покупки новых авто и их производство.
Насколько обоснованы идеи депутата Васильева, рассуждает член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:
Мы неоднократно касались вопроса государственного техосмотра в России, а также разбирали статистику аварийности на российских дорогах. ДТП из-за неисправностей транспортных средств составляют 3–6% процента от общего количества. А ДТП из-за состояния дорог, например, 30–35%. Статистика за 12 месяцев 2020 года: всего ДТП в России – 145073, ДТП, на месте которых зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и ЖД переездов по условиям обеспечения БДД, – 48879 (33,6%), ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств – 7658 (5,2%).
Предложенная ранее реформа с фотофиксацией автомобилей на станциях, по сути, ничего не изменила бы в цифрах, приведенных выше, так как, согласно статистике, около 80% диагностических карт покупается без прохождения техосмотра. Статистика аварийности на дорогах по вине неисправности транспортного средства из года в год ходит в диапазоне от 3 до 6%. А новое «улучшение» просто привело бы к удорожанию карт на черном рынке.
Но сама проблема текущего подхода к техосмотру легковых автомобилей была настолько очевидной, что лежала прямо на поверхности. Ни одна станция техобслуживания не несет ответственность за состояние проверенного автомобиля, по ПДД ответственность за состояние транспортного средства несет только собственник. При таком подходе обязательный техосмотр воспринимается автомобилистами как еще один транспортный налог. Даже если бы все автовладельцы, покупающие диагностические карты, стали бы сознательно проходить техосмотр, как бы это повлияло на статистику аварийности? Относительно никак, потому что опять же, повторюсь, оператор техосмотра не несет никакой ответственности за ваш автомобиль, а к каждому пункту ТО не поставишь сотрудника ГИБДД. Надзор и контроль как таковой в этой сфере просто отсутствует. Более того, современный автомобиль не требует прохождения техосмотра, ему нужно техобслуживание раз в году. Все системы автомобиля уже давно завязаны на электронику. ЭБУ управляет тормозной системой, дроссельной заслонкой и т. д. Что-либо диагностировать можно лишь использовав фирменное ПО, доступное дилерским центрам.
Куда более важно проводить регулярное обследование коммерческого транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров. В связи с этим предложение МВД отменить обязательный техосмотр легковых автомобилей и перевести вектор внимания на пассажирский транспорт выглядит актуальной, пусть и запоздалой мерой. Прийти к такому решению ничего не мешало и перед реформированием системы прохождения техосмотра в этом году, и еще раньше.
Тем временем Госдума сегодня отвязала покупку ОСАГО от техосмотра, отменив необходимость предоставлять диагностическую карту для покупки полиса ОСАГО. На фоне предложения сделать техосмотр добровольным, теоретически ничего не мешает в будущем добавить в ОСАГО суброгацию, когда страховая компания будет иметь право переносить обязанность по возмещению ущерба на страхователя, в случае если ДТП произошло по причине неисправности транспортного средства. Поэтому недобросовестным водителям, самостоятельно не следящим за состоянием своего автомобиля, рано радоваться, что теперь им якобы точно не придется ничего делать, это не так.